Вопрос: Во время медитации я часто чувствую расщепление сознания. Часть моего сознания находится в глубокой медитации, в то время как другая часть наблюдает и непрерывно комментирует то, что я переживаю. Я хотел бы знать, как можно преодолеть это.

Шри Чинмой: В вашем сознании не должно быть расщепления. Когда вы медитируете правильно, сознание становится одним целым. Если вы чувствуете, что непрерывно комментируете, знайте, что либо ваш ум, либо ваш витал, либо ваше физическое не составляют единого целого с вашей медитацией. Ваше сердце медитирует с большой преданностью, но, может быть, там отсутствует ум. На нашем пути мы придаем больше значения сердцу, чем уму. Но это не значит, что вы можете пренебрегать умом или игнорировать его. Дитя, которое мы зовем “сердце”, нам дороже всего. Но ум – это тоже наше дитя, так что мы не можем отбросить ум. Ум должен стать единым с сердцем, так, чтобы душа могла нести их обоих вместе. Иногда, когда вы медитируете, ваш ум не хочет сидеть рядом с сердцем или становиться единым с ним. Вот почему вы чувствуете, что часть сознания комментирует; это исходит от ума. Очень редко это исходит от витала.

Существует три уровня медитации. Ваш конкретный опыт относится к первому уровню. Несмотря на то, что медитация очень хорошая, глубокая, возвышенная, вы чувствуете, что она вовлекает не все ваше существо. Вы можете разделить ваше существо на части. Если бы все ваше существо было вовлечено, вы не смогли бы разделить его: тело, витал, ум, сердце и душа были бы вместе. Хотя в психическом сознании у вас очень высокая медитация, она не будет полностью плодотворной из-за того, что не все члены вашей внутренней семьи участвуют в ней.

На втором, или более высоком, уровне медитации, вы увидите, что полностью объединились со своим сознанием. Сейчас мы просто пользуемся термином “сознание”, но на этом уровне вы действительно сможете увидеть и почувствовать, что такое сознание. Каждую секунду вы сможете видеть проблеск божественного света, всё заливающего света внутри вас, света, который соединил вас с Высочайшим. На этом уровне медитации вы становитесь связующим звеном между землей и Небесами.

Существует также и третий уровень, высочайший уровень медитации. На этом уровне вы сможете почувствовать или увидеть себя и как медитирующего, и как саму медитацию. Здесь сливаются видящий и видимое. Это происходит только в высочайшем трансцендентальном Сознании, когда вы выходите за пределы танца природы. Когда-нибудь все ученики достигнут этого осознания, потому что всем придется подняться над танцем природы. Здесь танец природы означает искушение, разочарование, тревогу, страх, поражение, успех и так далее.

В одной из Упанишад упоминается, что существует три вида медитации: грубая, тонкая и трансцендентальная медитация. Итак, ваш конкретный опыт – это только грубая медитация. Второй уровень, о котором я упоминал, – это тонкая медитация. Третий – это трансцендентальная медитация, где вы становитесь совершенно единым со своей медитацией и в то же время остаетесь вне ее пределов. В это время вы чувствуете, что вы за пределами, за пределами. Но, с другой стороны, это не означает, что вы не сможете войти в глубочайшую медитацию из грубой медитации. Нет, вы сможете. Но при этом только одна часть – ваше сердце – будет наслаждаться глубочайшей медитацией; у физического, витала и ума не будет глубочайшей медитации. Вот почему она называется грубой.

Шри Чинмой, Опыты высших миров.Впервые опубликовано издательством Центр Шри Чинмоя, Москва в 1995 году.

Это 322nd–я книга, написанная Шри Чинмоем с тех пор, как в 1964 году он приехал на Запад.

Примечание:

Если вы публикуете скопированный текст на другом сайте, пожалуйста, укажите следующую информацию в соответствии с условиями лицензии:


автор Шри Чинмой
Из книги Опыты высших миров, распространяемой на условиях лицензии Creative Commons license

Close »

Question: When I meditate I often feel a split in my consciousness. Part of my consciousness is in a deep meditation while another part of my consciousness is observing and carrying a running commentary on what is being experienced. I would like to know how this can be overcome.

Sri Chinmoy: There should be no split in your consciousness. When you are properly meditating, at that time your consciousness will become a single entity. If you feel that you are enjoying a running commentary, then you have to know that either your mind or your vital or your physical is not totally one with your meditation. Your heart is meditating most devotedly, but the mind may not be there. In our path we give more importance to the heart than to the mind. But that does not mean that you can neglect or ignore the mind. The child whom we call “heart” is our dearest. But the mind also is our child, so we cannot throw away the mind. The mind has to become one with the heart so that the soul can carry both of them together. When you are meditating, sometimes your mind does not want to sit beside the heart or become one with it. That’s why you feel the running commentary; it comes from the mind. Very rarely does it come from the vital.

There are three stages of meditation. The first stage is where your particular experience takes place. In spite of having a very good, high, deep, sublime meditation, you feel that your whole existence is not there. You can separate your existence part by part. If your whole inner existence were there, then you could not separate it; the body, vital, mind, heart and soul would go together. Although in your psychic consciousness you are having a very high meditation, it will not be totally fruitful because all the members of your inner family are not participating.

In the second, or higher stage of meditation, you will see that you have become totally one with your consciousness. Now we are just using the term “consciousness,” but in that stage you will actually be able to see and feel what consciousness is. At every moment you will be able to see the divine streak of light, the all-pervading light inside you which has united you with the Highest. In this stage of meditation, you have become the connecting link between earth and Heaven.

Then there is the third state, the highest state of meditation. In that state, you will be able to feel or see yourself as both the meditator and the meditation itself. Here the seer and the seen come together. This happens only in the highest transcendental Consciousness, when you go beyond nature’s dance. All the disciples will one day have that realisation because all will have to rise above the dance of nature. The dance of nature means here temptation, frustration, anxiety, fear, failure, success and all that.

In one of our Upanishads it mentions that there are three kinds of meditation: gross meditation, subtle meditation, and transcendental meditation. So, your particular experience will be only gross meditation. The second stage that I mentioned will be subtle meditation. The third one is transcendental meditation, where you become totally one with your meditation and, at the same time, you remain beyond your meditation. All the time you feel that you are beyond, beyond. But again, it does not mean that in gross meditation you cannot enter into your deepest meditation. No, you can. But only one part — your heart — will enjoy the deepest meditation; the physical, the vital, the mind will not enjoy the deepest meditation. That is why it is called gross.

Sri Chinmoy, Experiences of the Higher Worlds.First published by Agni Press in 1977.

This is the 322nd book that Sri Chinmoy has written since he came to the West, in 1964.

Notice:

If you are displaying what you've copied on another site, please include the following information, as per the license terms:


by Sri Chinmoy
From the book Experiences of the Higher Worlds, made available to share under a Creative Commons license

Close »