Теория кошачьего просветления

Это история о духовном Учителе, который странствовал по свету. Он не стремился иметь учеников, потому что считал, что от учеников одни только проблемы. В своих странствиях он пришёл в одну деревушку, и люди начали идти вслед за ним. Они хотели выказать ему свою преданность, но он сказал:

— Нет-нет! Мне не нужна ваша преданность. Я хочу просто молиться и медитировать в покое. Если у вас найдётся маленькая хижина, я буду рад пожить там какое-то время. Я хочу находиться в одиночестве, чтобы молиться и медитировать. Когда я буду молиться и медитировать, я обязательно помолюсь Богу, чтобы Он благословил вас и вашу деревню. Вот всё, что я могу сделать, но я не принимаю учеников.

Жители деревни были так рады, что духовный Учитель согласился какое-то время пожить у них. Они хотели дать ему большой дом, но он и слышать об этом не захотел. Он сказал:

— О, нет, я хочу вести простую жизнь отшельника. А для этого мне нужна только маленькая хижина.

Жители деревни выполнили его просьбу, и скоро духовный Учитель поселился в маленькой хижине на окраине деревни и погрузился в молитву и медитацию.

Один молодой человек из деревни день и ночь не отходил от Учителя. Он говорил Учителю:

— Я хочу служить тебе, я хочу служить тебе безо всяких условий.

Учитель сказал:

— Если ты сможешь время от времени приносить мне еду, прекрасно. Иначе я буду полагаться на доброту жителей деревни. Но я не стану выходить наружу. Я буду оставаться в этой хижине.

Молодой человек сказал:

— Я буду заботиться обо всех твоих земных потребностях. Я хочу быть твоим учеником. Каждый день, пообедав дома с родителями, я буду приносить тебе пищу. А когда ты поешь, я буду оставаться здесь и несколько часов молиться и медитировать в твоём присутствии, а потом снова буду уходить домой.

Духовный Учитель принял услуги этого юноши, но остальным жителям деревни он сказал:

— Пожалуйста, пожалуйста, не тревожьте меня. Я ещё не осознал Бога. Когда я осознаю Бога, я действительно смогу помочь вам, но сейчас для меня время молиться и медитировать.

Жители деревни послушались Учителя и оставили его жить в уединении. Тем временем молодой человек служил Учителю с величайшей преданностью и верой. Однажды у духовного Учителя было видение. К нему явилась сияющее существо и сказало:

— Я твой Гуру. Сейчас я в Гималаях. Ты должен отправиться в Гималаи, чтобы очень серьёзно молиться и медитировать.

Духовный Учитель немедленно решил покинуть хижину. Он сказал юноше:

— Я должен уйти. Мой зов пришёл. У меня было видение сияющего существа, и я действительно чувствую, что это мой Гуру. Он попросил меня отправиться к нему в Гималаи, и поэтому я ухожу отсюда.

Молодой человек умолял и умолял Учителя не уходить, но Учитель был непреклонен. Когда жители деревни узнали о решении Учителя, они тоже умоляли его изменить своё решение, но всё было бесполезно. Он сказал им:

— Мой зов пришёл. Я должен идти.

Тогда молодой человек сказал:

— В твоё отсутствие я хотел бы сохранить это место, эту маленькую хижину, где ты молился и медитировал столько времени. Ты позволишь мне сделать это?

— Поступай, как хочешь, — сказал Учитель. — Я не могу сейчас думать о таких вещах. Я готовлюсь к своему путешествию.

Вскоре Учитель отправился в Гималаи, и все жители деревни с грустью попрощались с ним. Юноша с любовью поддерживал хижину в порядке. Каждый вечер он проводил там пуджу, и многие приходили туда молиться и медитировать.

После долгого путешествия духовный Учитель достиг Гималаев. Он нашёл пещеру и пребывал там много лет в глубокой медитации. Он не встретил своего Гуру, но чувствовал, что Гуру внутренне помогает ему и направляет его. Он жаждал Богоосознания, но, хотя он видел повсюду свет и был наполнен внутренней радостью, Бог не благословил его осознанием. И вот, много лет спустя образ его Гуру ещё раз появился перед ним. На этот раз Гуру сказал:

— А теперь я хочу, чтобы ты вернулся в свою хижину отшельника.

Когда образ исчез, Учитель сказал себе: «Но у меня больше нет хижины». А потом он вспомнил о молодом человеке. «О, может быть, мой ученик всё ещё там. Он обещал, что сохранит её. Так или иначе, мне надо идти, ибо вновь пришёл приказ. Через столько лет мой Гуру вновь явился мне, и я должен слушаться его».

И вот Учитель покинул Гималаи и пешком отправился назад в деревню. К этому времени он уже совсем состарился. Наконец, он дошёл до того места, но ему было трудно поверить, что это та же самая деревня, потому что теперь она стала очень зажиточной и процветающей. Он не мог понять, как деревня могла настолько измениться в лучшую сторону.

Учитель направился в сторону своей бывшей хижины и увидел там толпу людей. К своему изумлению, он обнаружил, что некоторые держали в руках кошек и выкрикивали на них цены. Духовный Учитель не мог поверить своим глазам и ушам. Люди продавали кошек! А другие нарасхват покупали их! Духовный Учитель не мог понять, почему они так странно себя ведут и почему это происходит так близко от его бывшей хижины. Разве это подходящее место для того, чтобы торговать кошками? Подойдя к толпе, он услышал, что люди выкрикивали: «Эта сильная», «Эта здоровая», «А эта будет лучше медитировать!»

Духовный Учитель был совершенно озадачен. Как кошки могут заниматься медитацией? Это была настоящая загадка. И тогда он решил поискать своего ученика. Может быть, ученик сможет ему что-нибудь объяснить. Но в бывшей хижине Учителя ученика не оказалось. Учитель узнал, что теперь у ученика очень хороший дом. Ученик приглашал туда жителей деревни, чтобы молиться и медитировать с комфортом. И сам он вёл жизнь, полную роскоши и комфорта.

Учитель узнал, где был дом ученика, и отправился туда. Как только ученик увидел своего старого Учителя, он выказал Учителю огромное уважение и любовь. Хотя ученик стал очень богат и процветал, его искренняя преданность вышла на передний план, когда он увидел, что в дверях стоит его Учитель.

Увидев, что ученик предаётся жизни в роскоши, Учитель почувствовал отвращение.

— Что ты здесь делаешь? — спросил он.

— Учитель, прости меня, — взмолился ученик. — Когда ты ушёл, несколько лет я очень искренне вел духовную жизнь, но потом меня охватило искушение. Я захотел земных благ. Но теперь, снова увидев тебя, я хочу ещё раз начать жизнь молитвы и медитации. Больше мне не нужна такая жизнь.

— Ты знаешь что-нибудь про кошек? — спросил Учитель. — Почему люди продают их около моей хижины? Это духовное место, а не кошачий рынок! И почему они говорят, что кошки будут отлично медитировать? Как кошки могут медитировать?

Теперь, в свою очередь, ученик почувствовал себя озадаченным. Он сказал:

— Учитель, разве ты не помнишь? У тебя была кошка. Ты играл с ней. А когда ты собирался медитировать, ты привязывал кошку к столбу в хижине веревочкой. Потом, когда медитация заканчивалась, ты снова играл с кошкой. Я так ясно помню это. Учитель, я рассказал жителям деревни, что если они будут держать кошек, у них тоже будет очень высокая медитация. У тебя были такие высокие медитации после того, как ты играл с кошкой. Я чувствую, что именно из-за того, что ты так любил свою кошку, Бог проявлял к тебе через медитацию Свою безграничную Любовь. Учитель, все эти годы я заботился о твоей кошке. Я держу её рядом с собой, когда медитирую, и у меня тоже бывают такие высокие медитации! Я знаю, что всё это благодаря кошке. Я рассказал односельчанам о своих переживаниях, и поэтому они все хотят держать кошек. Я видел, как высоко ты поднимался и как глубоко ты погружался в своих медитациях, и осознал, что всё это благодаря твоей кошке.

В это время в комнату вошла кошка. Она была просто огромных размеров.

— Да, я вижу твою кошку, — сказал Учитель, — но я хочу снова увидеть свою. Пожалуйста, покажи мне её.

— Учитель, разве ты не узнаёшь свою собственную кошку? Я столько лет кормил её и заботился о ней, — сказал ученик.

Учитель был поражён.

— Не может быть, чтобы это была моя кошка, — сказал он. — Она такая огромная!

— Учитель, уверяю тебя, это твоя собственная любимая кошка. Я чувствую к ней такую любовь и нежность, но, если ты хочешь забрать эту кошку, я готов отдать её здесь и сейчас. Я достану себе другую кошку для медитации.

Учитель сказал:

— Будь добр, оставь кошку у себя. Мне она не нужна. Столько лет я пытался осознать Бога. Теперь я понимаю, почему у меня ничего не получалось. Я был так сильно привязан к этой кошке. Неудивительно, что мне это не удалось! Мне не нужна кошка для того, чтобы входить в высочайшую медитацию. У меня были очень высокие медитации в Гималаях. Я получил хороший урок. Теперь я понимаю, почему Гуру попросил меня вернуться в эту деревню. Мне нужно было освободиться от привязанности к своей кошке. Больше я здесь не останусь. Я возвращаюсь в Гималаи, и на этот раз я полон решимости осознать Бога — без всяких кошек, без всякой зависимости, без всяких привязанностей.

Увы, столько лет я потратил впустую из-за этой любви и привязанности к кошке. Теперь я понимаю, что, если ни к чему не привязан, то осознаешь Бога намного быстрее, чем если будешь уделять всё своё внимание какой-то кошке или собаке вместо молитвы и медитации. Держать домашних животных можно, но если испытывать к ним настоящую привязанность, то Богоосознание навсегда останется отдалённой перспективой.

Шри Чинмой, Развлечением я наслаждаюсь, просветление я изучаю, часть 1.Впервые опубликовано издательством Центр Шри Чинмоя, Москва в 1999 году.

Это 1187th–я книга, написанная Шри Чинмоем с тех пор, как в 1964 году он приехал на Запад.

Примечание:

Если вы публикуете скопированный текст на другом сайте, пожалуйста, укажите следующую информацию в соответствии с условиями лицензии:


автор Шри Чинмой
Из книги Развлечением я наслаждаюсь, просветление я изучаю, часть 1, распространяемой на условиях лицензии Creative Commons license

Close »

The theory of cat-illumination

This story is about a spiritual Master who used to roam from place to place. He did not care to have disciples, for he believed that disciples only create problems. In his wanderings, he came to a particular village where people started following him. They wanted to offer him their devotion, but he said, “No, no! I do not want your devotion. I only want to pray and meditate in peace. If you can spare a small hut, then I will be happy to stay here for some time. I want to remain in solitude so that I can pray and meditate. While I am praying and meditating, I shall definitely pray to God to bless you and your village. This much I can offer, but I cannot accept disciples.”

The villagers were so happy that the spiritual Master had agreed to stay with them for some time. They wanted to give him a big house, but he would not hear of it. He said, “Oh no, I want to lead the life of a hermit. For that I need only a small hut.”

The villagers complied with his request. Soon the spiritual Master took up residence in a small hut on the outskirts of the village and immersed himself in prayer and meditation.

One young man from the village remained near the Master day in and day out. He told the Master, “I want to serve you, I want to serve you unconditionally.”

The Master said, “If you can bring me food from time to time, well and good. Otherwise, I will depend on the kindness of the villagers. But I will not go out. I want to remain inside this hut.”

The young man said, “I will look after all your earthly needs. I want to be your disciple. Each day I will eat at my parents’ place and then I will bring food for you. After you have eaten, I will stay here and pray and meditate in your presence for a few hours before going home.”

The spiritual Master accepted the services of this young man, but to the other villagers he said, “Please, please, do not bother me. I have not yet realised God. Once I have realised God, I shall really be able to help you, but now is the time for me to pray and meditate.”

The villagers obeyed the Master and allowed him to live in solitude. Meanwhile, the young man was serving the Master most devotedly and faithfully. One day the spiritual Master had a vision. A luminous figure came to him and said, “I am your Guru. I am now in the Himalayas. You should come to the Himalayas and pray and meditate most seriously.”

Immediately the spiritual Master decided to leave the hut. He said to the young man, “I must go. My call has come. I had a vision of a most luminous being, and I really feel that he is my Guru. He has asked me to go and join him in the Himalayas, so I shall be leaving this place.”

The young man begged and begged the Master not to go, but the Master was determined. When the villagers came to know about the Master’s decision, they also begged him to change his mind, but to no avail. He told them, “I have got the call. I must go.”

Then the young man said, “In your absence I would like to preserve this place, this little hut where you have prayed and meditated for so many hours. Will you allow me?”

“Do whatever you like,” said the Master. “I cannot think of these things right now. I am getting ready for my journey.”

Shortly afterwards, the Master set out for the Himalayas and all the villagers bade him a sad farewell. The young man lovingly preserved the hut. Every evening he would hold a puja there and many people used to come to pray and meditate.

After a long journey, the spiritual Master reached the Himalayas. He found a cave and there he stayed for many years in deep meditation. He did not meet his Guru, but he felt that his Guru was inwardly helping him and guiding him. He was longing for his God-realisation, but although he saw light everywhere and he was full of inner joy, God did not bless him with realisation. After a long time, the figure of his Guru appeared before him once more. This time the Guru said, “Now I would like you to go back to your hermitage.”

After the figure had vanished, the Master said to himself, “I no longer have the hermitage.” Then he remembered the young man. “Oh, perhaps my disciple is still there. He promised that he would preserve it. Anyway, let me go, since the command has come again. After so many years my Guru has appeared before me again, and I must listen to him.”

So the Master left the Himalayas and made his way on foot back to the village. By this time he was quite an old man. At last he arrived at the place, but it was difficult for him to recognise it as the same village, for it was now thriving and very prosperous. He could not understand how the village had improved to such an extent.

The Master went in the direction of his former hut and there he saw a crowd of people. To his astonishment, he saw that some people were holding up cats and announcing a particular price for each one. The spiritual Master could not believe his eyes and ears. People were selling cats! And other people were eagerly buying them! The spiritual Master could not understand this strange behaviour and he wondered why it was happening so close to his former hut. Was this the place to sell cats? As he approached the crowd, he heard people calling out things like, “This one is strong,” “This one is healthy,” “This one will do better meditation.”

The spiritual Master was so puzzled. How could cats practise meditation? It was really a mystery. Then he decided to look for his disciple. Perhaps his disciple could give some kind of explanation. But the disciple was not to be found in the Master’s old hut. The Master came to learn that the disciple now had a very nice house. There he invited the villagers to come to pray and meditate in comfort. He himself was leading a very comfortable and luxurious life.

The Master enquired where the disciple’s house was and went there. As soon as he saw his old Master, the disciple showed him tremendous respect and love. Although this disciple was now rich and prosperous, his sincere devotion came to the fore when he saw his Master standing at his door.

When the Master saw that his disciple was indulging in a life of luxury, he became disgusted. “What are you doing here?” he said.

“Master, forgive me,” pleaded the disciple. “When you left I practised the spiritual life most sincerely for a few years, and then temptation entered into me. I wanted to have worldly possessions. But now that I have seen you again, I will once more start leading a life of prayer and meditation. I do not need this life anymore.”

“Do you know anything about the cats?” asked the Master. “Why are people selling them near my hut? That is a spiritual place, not a market for cats! And why are they saying that the cats will do excellent meditation? How can a cat meditate?”

Now it was the disciple’s turn to look puzzled. He said, “Master, do you not remember? You had a cat. You used to play with the cat. And when you were about to meditate, you used to take a piece of rope and tie the cat to a post inside the hut. Then, when your meditation was over, again you used to play with the cat. I remember it so clearly. Master, I told the villagers that if they also kept a cat, they would have very high meditations. You used to have such high meditations after playing with your cat. I felt that just because you had such affection for your cat, God showed you His boundless Affection through your meditation. Master, I have looked after your cat all these years. I keep it by my side when I meditate and I, too, have had such high meditations! I know it is all because of the cat. I told the villagers my experiences and that is why they all want to keep cats. I saw how high and how deep you used to go in your meditation, and I realised it was all due to your cat.”

At that moment a cat strolled into the room. It was simply enormous. “I am seeing your cat,” said the Master, “but I would like to see my cat once more. Please show it to me.”

“Master, can you not recognise your own cat? I have fed it and taken care of it for so many years,” said the disciple.

The Master was astonished. “This cannot be my cat,” he said. “It is so huge!”

“Master, I assure you, this is your own beloved cat. I have such affection and fondness for it, but if you would like to have it back, I am ready to give it to you here and now. I will get another cat to help me in my meditation.”

The Master said, “You kindly keep the cat. I do not need it. For so many long years I have tried to realise God. Now I see why I have not succeeded. I was so deeply attached to the cat. It is no wonder that I failed! I do not need a cat to enter into my highest meditation. In the Himalayas I had very high meditations. I have learned my lesson. Now I understand why my Guru asked me to come back to this village. I had to free myself from this attachment to my cat. I shall not stay here any longer. I shall return to the Himalayas and this time I am determined to realise God — without any cat, without any bondage, without any attachment.

“Alas, so many years I have wasted because I had this kind of affection and attachment for a cat. Now I know that if you are not attached to anything, you will realise God sooner than if you pay all attention to a cat or dog instead of your own prayer and meditation. You can have pets, but if you are really attached to them, then God-realisation will always remain a far cry.”

Sri Chinmoy, Amusement I enjoy, enlightenment I study, part 1.First published by Agni Press in 1997.

This is the 1187th book that Sri Chinmoy has written since he came to the West, in 1964.

Notice:

If you are displaying what you've copied on another site, please include the following information, as per the license terms:


by Sri Chinmoy
From the book Amusement I enjoy, enlightenment I study, part 1, made available to share under a Creative Commons license

Close »