Эйнштейн и индусы

Ученый-мудрец искренне любил Индию. Он также непомерно восторгался лидерами, формировавшими судьбу Индии, такими как Ганди и Неру. Эйнштейн глубоко ценил и одухотворенно восхищался принципами ненасилия Ганди. В своем рабочем кабинете он бережно хранил рисунок Ганди, поразительно напоминавший о том, что сила души бесконечно превосходит военную силу. Он читал вслух своей семье автобиографию Ганди. Сила души, которая является внутренней свободой, в конце концов, приносит также внешнюю свободу. Сердце и ум Эйнштейна были полностью убеждены в этой высшей истине.

Индия — вестник внутреннего покоя. Индия — пионер внутреннего единства внутреннего сердца. Ученый чувствовал это в самой глубине своего сердца. Он сам был стойким сторонником мира. Он заботился о мире больше, чем обо всем остальном, как в жизни своего народа, так и в международной жизни. Дверь его сердца и дверь его дома были широко открыты для индусов. Этот исключительный жест не предназначался для людей других национальностей.

Однажды между Эйнштейном и послом Индии в США Гаганвихари Мехтой состоялась беседа. В самом начале посол сказал ученому: «Я пришел пригласить вас посетить научную конференцию в Индии в качестве почетного гостя нашей страны».

Незамедлительный ответ Эйнштейна был печальным и, в то же время, одухотворенным: «Из-за своего здоровья, и из-за возраста я вынужден отказаться, но с сожалением, поскольку питаю глубокое уважение к людям Индии и премьер-министру Неру».

В какой-то момент их беседы посол Индии задел ноту о сходстве между Ганди и Эйнштейном. Мягко, скромно, не колеблясь ученый благоразумно попросил: «Пожалуйста, не сравнивайте меня с Ганди. Он так много сделал для человечества. А что сделал я? В открытии нескольких научных формул нет ничего необычного».

2.

The scientist-sage had genuine love for India. He also had tremendous admiration for the Indian leaders who were the fate-makers of India, like Gandhi and Nehru. Einstein deeply appreciated and soulfully admired Gandhi's non-violence movement. In his study he cherished a drawing of Gandhi, a striking reminder that the soul-power is infinitely superior to military power. To his family he read aloud Gandhi's autobiography. The soul-power, which is inner freedom, eventually brings about outer freedom as well. Einstein's heart and mind were fully convinced of this supreme truth.

India is the harbinger of inner peace. India is the pioneer of inner heart's inner oneness. The scientist felt it in the very depth of his heart. He himself was a staunch supporter of peace. He himself cared for peace more than anything else, both in national life and in international life. His heart-door and his house-door were wide open to the Indians. This singular gesture was not meant for all other nationalities.

Once an interview took place between Einstein and India's Ambassador to the United States, Gaganvihari Mehta. At the very outset the Ambassador said to the scientist, "I have come to invite you to attend a science conference in India as an honoured guest of our country."

Einstein's immediate response was both sorrowful and soulful: "Both because of my health and my age I must decline, but it is with regret, for I have a deep regard for the of people of India and for Prime Minister Nehru."

During the interview at one point the Indian Ambassador struck a note of similarity between Gandhi and Einstein. Softly, humbly, unhesitatingly and sagaciously said the scientist, "Don't, please, compare me with Gandhi. He did so much for humanity. What have I done? There is nothing unusual about discovering a few scientific formulas."