Вступление автора

Когда я молю, Бог плачет.
Когда я плачу, Бог смотрит украдкой.
Когда я смотрю украдкой,
Бог бросается ко мне.

— Шри Чинмой

«Когда я молю». Каждый искренний ищущий должен чувствовать, что внутренняя мольба — это то, что нужно беречь вечно. Эта мольба исходит, собственно, изнутри нас, из самых глубин нашего сердца. Во внутренней мольбе — наша сила. Когда эта мольба исходит из глубин нашего сердца, ее обязательно слышит и принимает нечто высшее. Это внутренняя мольба не об имени и славе, это мольба о глубоком осознании того, кем мы на самом деле являемся. Этой внутренней мольбе требуется проявление. В этой горячей мольбе — наше осознание, а в одухотворенном плаче — наше проявление. Проявление наступает, когда мы действительно плачем. Проявление принимает форму плача, и Бог приходит, чтобы этот плач утолить. Мы начинаем путешествие, а Бог его завершает. Бог приходит, чтобы взращивать и проявлять то, что есть у нас внутри.

Мы всегда должны чувствовать, что действия Бога более значимы, более плодотворны, чем наши. Но, погружаясь глубоко внутрь, мы чувствуем, что Бог делает для нас все. Начало нашего путешествия — Бог, и Цель нашего путешествия — тоже Бог. Мы как человек начинаем свое путешествие с мольбы, а Бог, Божественное Существо, завершает это же путешествие плачем. В этом плаче мы чувствуем Заботу Бога о нас. Он говорит: «Дитя Мое, наконец-то ты взываешь обо Мне. Лучше поздно, чем никогда. Ты сознательно взываешь ко Мне, и Я очень горжусь, что ты молишь обо Мне, о Свете». Вот почему Бог плачет от радости и с чувством удовлетворения.

«Когда я плачу, Бог смотрит украдкой». Тут нам нужно понимать, кто такой Бог. Если мы считаем, что Бог — глубокий старик, вроде дедушки или прадедушки, который все время указывает нам на наши ошибки и оплошности, то мы ошибаемся. Мы должны чувствовать, что всеведущий, всемогущий, вездесущий Бог — наш настоящий вечный Друг и Товарищ. Все мы — дети, и Ему столько же лет, сколько нам. В отношении осознания все мы — начинающие, ведь наша цель — бесконечный Свет и бесконечный Восторг, а нам еще только предстоит приблизиться к их преддверию. Если мы искренни с собой и понимаем, что все мы — начинающие, все мы — дети, то мы чувствуем, что Бог приходит к нам как Ребенок, потому что Он стремится с нами поиграть. Взрослые не станут играть, а ребенок хочет играть постоянно, все время и повсюду. Если мы ощущаем потребность всегда оставаться детьми, то Бог может прийти к нам в образе Ребенка. Он — вечный Игрок в Своем вечном Саду; сегодня Он играет с нашими желаниями, завтра — с нашим устремлением, а послезавтра — с нашим осознанием.

А в данный момент, когда мы сознательно молимся, концентрируемся и медитируем, Бог посматривает на нас украдкой, как ребенок. Он смотрит, действительно ли мы медитируем или нет, как ребенок, подглядывающий в окно, чем занимаются его родители или старшие. Когда ребенок видит, что его вот-вот поймают, он удирает.

Бог — божественный Ребенок — хочет играть с нами в Свою космическую Игру, прятки. Когда Бог прячется, нам нужно Его искать; когда спрячемся мы, искать нас придет Бог. Так мы становимся закадычными друзьями, вечными друзьями. Если Бог будет целеустремленным, если Он всегда будет ловить нас с помощью Своего Знания, Мудрости и Видения, то Игры не получится. Если один участник игры намного сильнее другого и всегда выигрывает, то проигрывающий не будет продолжать игру. И Бог приходит в образе ребенка и украдкой посматривает на нас, Своих детей.

Бог хочет, чтобы мы всегда вели себя, как дети, божественные дети. Каждый день божественный ребенок обновляет свои мысли, свои идеалы, свои цели — он изменяет все, что у него есть. Когда наступает день, он не останется при вчерашней надежде, желании или достижении; ему их будет недостаточно. А как только наступит завтра, у него снова появится новая надежда, новые молитвы и новые цели.

Божественные дети играют в невинные игры. Их спонтанная внутренняя радость и невинная игра приводят нас в восторг. Настоящие божественные дети не испытывают радости от бокса, борьбы или других игр, в которые играют взрослые. Божественные дети стараются стать едиными с Матерью-Землей и почувствовать радость от природы. Но, к сожалению, взрослые злоупотребляют заботой, состраданием и возможностями Матери-Земли. Они нарушают космический Закон и преграждают путь собственному внутреннему осознанию.

Теперь о словах «Когда я смотрю украдкой, Бог бросается ко мне». Почему? Бог пребывает в Своей Комнате бесконечной Радости, Покоя, Блаженства и Силы, и Он видит, что какой-то бедняга, какой-то одинокий путник пришел издалека, чтобы увидеть Его. Этот бедный ищущий не уверен в своих нынешних достижениях. Он считает, что Бог может его поймать и может быть им недоволен из-за его заурядных способностей, из-за его ограниченного понимания Света и Истины. Мы бежим к Богу, но как только чувствуем, что Бог смотрит на нас, нам становится стыдно за себя, потому что мы совершили в своей жизни огромное, несметное число ошибок. Когда мы стоим перед Светом, зачастую на передний план выходит вся наша темнота, несовершенство и нечистота. Мы взываем и стараемся увидеть Свет, но как только приближается момент встречи с вечным сиянием бесконечного Света лицом к лицу, приходим в ужас. Мы чувствуем, что обнажится наша бездонная нечистая природа. И мы, как воры, пытаемся увидеть Истину украдкой. В то же время мы пытаемся обрести радость, балуя этим видением свой взор. И, когда мы тайком заглядываем в Эльдорадо Бога, Его бесконечную Сокровищницу, Он бросается к нам и говорит: «Дитя Мое, наконец-то ты пришел ко Мне! И теперь ты так Меня боишься, что подглядываешь тайком? Ну нет. Я не позволю тебе уйти. Ты еще не познал своей вечной дружбы со Мной, вот почему ты прячешься. Но теперь Я хочу тебе сказать, что Я принял тебя как совсем Своего. Мы с тобой едины, вечно едины. Я сознаю тот факт, что мы едины, а ты, к сожалению, нет». Говоря так, Бог устремляется и ловит ребенка. Почему Бог это делает? Он делает это по причине Своего единства. Он чувствует, что должна раскрыться Его высшая природа. Бог начинает свое путешествие как ребенок. Он будет играть с нами, людьми, и даст нам почувствовать, что не превосходит нас ни в чем. Если бы Бог оставался в Своем высочайшем Сознании, мы, люди, не приблизились бы к Нему. И Он принимает человеческое обличье в форме ребенка и становится единым с нами.

Затем Ему нужно нас поднять. Он общается с нами, но поднять нас просто общением не может. Чтобы это сделать, Он должен устроить так, чтобы в нас проявились Его собственные высшие качества и способности. И когда Бог наконец ловит нас на том, что мы тайком за Ним наблюдаем, Он говорит: «Ты пришел ко Мне издалека. Теперь Мне пора дать тебе почувствовать, что ты — Мой». Вот почему Бог бросается и ловит наше человеческое устремление, наше человеческое рвение, наш человеческий зов. В начале путешествия Бог стал ребенком и Сам смотрел на нас украдкой. А в конце путешествия Бог испытывает удовлетворение, давая устремленному почувствовать, что тот так же велик, как Бог. Теперь больше не нужно играть в прятки. Игра окончена. Игра начинается, когда есть разделение, двойственность. Два игрока стараются получить радость друг от друга и дать радость друг другу. А когда игра заканчивается, она завершается одним высшим Сознанием.

В начале был Один, но Один захотел стать Многими: Ekam bhusyama. Став Многими, Всевышний испытывает Свою собственную Истину в миллионах, миллиардах и триллионах форм, в бесконечном числе форм. И когда Он наконец проявляет и исполняет Себя полностью в бесконечных формах здесь, на земле, Всевышний возвращается в Свой изначальный Источник. Игра завершена.

Шри Чинмой, Жизнь в Боге: далека ли она?, Центр Шри Чинмоя, Москва, 2010
Переводы этой страницы: Czech
Эта страница может быть процитирована с помощью cite-key gl 1

Author's introduction

"When I cry, God weeps. When I weep, God peeps. When I peep, God flings.
— Sri Chinmoy"

"When I cry." Each sincere seeker must feel that his inner cry is something to cherish forever. This cry actually comes from within us, from the very depths of our heart. Our inner cry is our strength. When this cry comes from the depths of our heart, it has to be accepted and embraced by something higher. This inner cry is not for name and fame; this inner cry is for deep awareness of what one truly is. This inner cry needs its manifestation. Inside this burning cry is our realisation, and inside our soulful weeping is our manifestation. Manifestation comes when we actually weep. Manifestation takes the form of weeping, and God comes to fulfil this weeping. We start the journey and God completes it. God comes to cherish and manifest what we have within.

We always have to feel that God's actions are more meaningful, more fruitful than ours. But when we go deep within, we feel that God does everything for us. Our journey's start is God and our journey's Goal is also God. As an individual human being we start our journey with crying and God the Divine Being completes the same journey with weeping. In this weeping we feel God's Concern for us. He says, "My child, at last you are crying for Me. Better late than never. You are crying for Me consciously and I am most proud that you are crying for Me, for Light." This is why God is weeping with joy and the sense of satisfaction.

"When I weep, God peeps." Here we have to understand who God is. If we feel that God is a very old man, like a grandfather or great-grandfather all the time picking at our mistakes and errors, then we are mistaken. We must feel that the omniscient, omnipotent, omnipresent God is our real eternal Friend and Comrade. We are all children and He is of our age. In terms of our realisation we are all beginners, because our goal is infinite Light and infinite Bliss, and we have yet to come near the threshold. If we are sincere with ourselves and feel that we are all beginners, all children, then we feel that God is coming to us as a Child because His Purpose is to play with us. Grown-ups won't play, but a child constantly wants to play, all the time and everywhere. If we feel the necessity of always remaining children, then God can come to us in the form of a Child. He is the eternal Player in His eternal Garden; today he plays with our desires, tomorrow he plays with our aspiration, and the day after tomorrow he plays with our realisation.

Now at this point, when we are consciously praying, concentrating and meditating, God peeps at us like a child. He sees whether we are actually meditating or not. It is like a child peeping through the window to see what his parents or older people are doing. When the child sees he is going to be caught, he runs away.

God the divine Child wants to play His Cosmic Game of hide-and-seek with us. When God hides, we have to seek Him; when we hide, God will come and seek for us. In that way we become the sweetest of friends, eternal friends. If God is one-pointed, if He is always catching us with His Knowledge, Wisdom and Vision, then there will be no Game. If one party in a game is by far stronger than the other party and always wins, then the loser will not continue playing. So God comes in the form of a child and peeps at us, His children.

God wants us always to act like children, divine children. Every day a divine child renews his thoughts, his ideas, his aims; everything that he has he changes. When the day dawns he will not stay with yesterday's hope, desire or achievement; he will not be satisfied. And as soon as tomorrow dawns he will again have new hope, new prayers and new goals.

Divine children play innocent games. Their spontaneous inner joy and innocent play gives us delight. Real divine children do not get joy from boxing, fighting or other kinds of games that grown-up people play. Divine children try to become one with Mother Earth, and from nature they try to get joy. But grown-ups are unfortunately misusing the concern, compassion and capacity of Mother Earth. They are violating the Cosmic Law and obstructing the path of their own inner realisation.

Now, "When I peep, God flings." Why? God is in His Room of infinite Joy, Peace, Bliss and Power, and He sees that some poor fellow, some lone individual has come all the way to see Him. This poor seeker is not sure of his present achievement. He feels that he may be caught by God and that God may be displeased with him because of his inferior capacity, because of his inferior understanding of Light and Truth. We run towards God, but the moment we feel that God is looking at us we feel ashamed of ourselves because we have committed untold, teeming mistakes in our lives. When we stand in front of the Light, very often all our darkness, imperfection and impurity come to the fore. We are crying and trying to see the Light, but when we are about to face the eternal effulgence of infinite Light, we are horror-struck. We feel that our abysmal impure nature will be exposed. So, like a thief, we try to see the Truth stealthily. At the same time, we try to get joy by feeding our eyes with the vision. So when we peep into God's Eldorado, God's infinite Treasure-room, He flings around and says, "My child, at long last you have come to Me, and now you are so afraid of Me that you have to peep? No. I won't let you go. You have not yet recognised your eternal friendship with Me; that is why you are hiding. But now I wish to tell you that I have taken you as My very own. You and I are one, eternally one. I am conscious of the fact that we are one; unfortunately you are not." Saying this, God flings around and captures the child. Why does God do it? He does it on the strength of His oneness. He feels that His highest identity has to be revealed. God starts his journey as a child. He will play with us human beings and make us feel that He is in no way superior to us. If God remained in his highest Consciousness, we human beings would not approach Him. So He dons the human cloak in the form of a child, and He becomes one with us.

Then he has to elevate us. He mixes with us, but just by mixing He cannot elevate us. To elevate us He has to bring to the fore His own highest qualities and capacities within us. So when God finally catches us peeping at Him, He says, "You have come to Me from a very far-away land. Now the time has come for Me to make you feel that you are My very own." That is why God flings and captures our human aspiration, our human urge, our human cry. In the beginning of the journey God became a child, and He Himself was peeking at us. But at the end of the journey, God feels satisfaction in making the aspirant feel that he is as great as God. Now hide-and-seek is no longer necessary. The game is over. The game starts when there is separativity, duality. Two players try to get joy from each other and give joy to each other. And when the game ends, it ends in one supreme Consciousness.

In the beginning there was One, but the One wanted to become Many: Ekam bhusyama. By becoming Many, the Supreme tastes His own Truth in millions, and billions and trillions of forms, in infinite forms. And finally, when He has manifested and fulfilled Himself fully in infinite forms here on earth, the Supreme goes back to His original Source. The Game is complete.