Вопрос: Вы считаете, что для реализации устремленному человеку необходим живой Гуру?

Шри Чинмой: Если быть с вами очень откровенным,то для того, чтобы реализовать Бога, живой Гуру не является абсолютно необходимым. Первый человек, реализовавший Бога на земле, самая первая реализованная душа, не имел человеческого Гуру. У него был только Бог в качестве Гуру.

Однако, если у вас есть Гуру, это способствует вашему внутреннему духовному прогрессу. Гуру является вашим частным наставником в духовной жизни. В каждый момент жизненного путешествия невежество старается испытать вас, устроить вам экзамен и помучить вас, но частный наставник научит вас, как без труда сдать этот экзамен. Если у вас есть частный наставник по какому-то предмету, вы знаете, что вы можете получить значительную помощь. Более того, как только вы попадёте в лодку своего Гуру, он привезет вас к Золотому Берегу. Вы можете петь в лодке, можете танцевать, вы можете даже спать; но он доставит вас к Цели в целости и сохранности.

Нелепо считать, что нам нужен учитель для всего на свете, но не для Богореализации. Почему человек ходит в университет, когда можно учиться дома? Потому что он чувствует, что получит квалифицированное обучение от людей, которые хорошо знакомы с предметом. Если человек достаточно мудр и хочет бежать к своей Цели, вместо того, чтобы ползти или просто идти, тогда он обязательно воспользуется помощью Гуру. Но, с другой стороны, Бог есть в каждом, и если кто-то чувствует, что ему не нужна человеческая помощь, то добро пожаловать испытать свои способности в одиночку.

Если человек становится настоящим учеником Учителя, он не ощущает, что он и его Гуру — два совсем разных существа. Он не чувствует, что его Гуру находится на верхушке дерева, а он сам у подножия дерева, всё время омывая стопы Гуру. Нет, он чувствует, что Гуру является его собственной высшей частью. Он чувствует, что Гуру и он — одно, что Гуру является его собственной высшей и наиболее развитой частью. Поэтому для настоящего ученика нет никакой трудности в том, чтобы подчинить свою низшую часть своей высшей части. Это не ниже его достоинства, потому что он знает, что и низшее, и высшее принадлежит ему.

Question: Do you think an aspirant needs a living Guru for realisation?

Sri Chinmoy: To be very frank with you, a living Guru is not absolutely indispensable in order to realise God. The first person who realised God on earth, the very first realised soul, had no human Guru. He had only God as his Guru.

If you have a Guru, however, it facilitates your inner spiritual progress. A Guru is your private tutor in the spiritual life. At every moment in life's journey, ignorance tries to test you, examine you and torture you, but this private tutor will teach you how to pass the examination most easily. If you have a private tutor for any subject, you know how much help you can get. Moreover, once you get into your Guru's boat, he will take you to the Golden Shore. You can sing on the boat, you can dance, you can even sleep; but he will take you safely to the Goal.

It is absurd to feel that for everything else in life we need a teacher but not for God-realisation. Why does one go to the university when he can study at home? It is because he feels that he will get expert instruction from people who know the subject well. If someone is wise enough and wants to run towards his Goal instead of stumbling or merely walking, then certainly he will take the help of a Guru. But again, God is in everybody, and if one feels that he does not need human help, he is most welcome to try his capacity alone.

If someone becomes a true disciple of a Master, he does not feel that he and his Guru are two totally different beings. He does not feel that his Guru is at the top of the tree and he is at the foot of the tree, all the time washing the feet of the Guru. No, he feels that the Guru is his own highest part. He feels that he and the Guru are one, that the Guru is his own highest and most developed part. Therefore, a true disciple does not find any difficulty in surrendering his lowest part to his highest part. It is not beneath his dignity, because he knows that both the highest and the lowest are his very own.