Возвращение устремленных в море невежества1

— Ракхал, что с тобой? Отчего ты сегодня такой грустный?

— Учитель, мне грустно, потому что две последние недели я ужасно страдаю.

— Отчего же ты страдаешь, дитя мое?

— Учитель, я страдаю из-за неблагодарности кое-кого из твоих бывших учеников. Когда они пришли к тебе, недостаткам в их природе не было числа. Они ни на что не годились. Ты вытащил их буквально из сточной канавы и показал им бесконечную любовь и сострадание, благословенную благодарность и божественную гордость. Они провели с тобой лет десять и, несомненно, хорошо тебе послужили. Но после того как они совершили ощутимый прогресс, их гордость, высокомерие и неблагодарность увели их от тебя. Учитель, меня это так расстраивает и огорчает.

— Дитя мое, не огорчайся. Благодарность на земле еще не родилась, и одному Богу известно, родится ли она здесь хоть когда-нибудь. Бог сотворил нас всех, но сколько людей любит Бога? Сколько людей хотят вести духовную жизнь, божественную жизнь? Даже один из сотни не озаботится последовать духовной жизни! Бедный Бог! Он все для нас сделал, но мы не проявляем к Нему никакой благодарности. Бог бесконечно добрее и сострадательнее вашего Учителя. Так что если уж Бог может удовлетвориться неблагодарностью мира, то отчего же нам ее не принять? Бог бескорыстно отдает все, что имеет. Мы дети Бога, так что давайте стараться отдавать миру свои способности и свет без условий, не ожидая благодарности и признания. На самом деле, сын мой, я хочу сказать, что в какой-то степени мне везет.

— В чем же тебе везет, Учитель?

— Объясню. Я часто вам говорю, что я духовный крестьянин. Ты ведь знаешь, что крестьянин высеивает тысячи зерен, но прорастут лишь сотня-другая. И все же, когда в этих нескольких сотнях проявляется жизнь, крестьянин чувствует, что вознагражден с лихвой. Эти семена принесут богатый урожай, и крестьянин испытывает истинное удовлетворение от того, что он создал.

Так вот, у обычного крестьянина оставшиеся тысячи зерен пропали, погибли, навечно испортились — они не дали жизни. Но у духовного крестьянина дела обстоят намного лучше. Когда ищущий покидает своего Учителя, считая, что Учитель не стоит ни гроша, он, возможно, не будет следовать духовной жизни несколько лет или даже несколько инкарнаций. Но однажды этот ищущий, конечно же, отправится к какому-то другому духовному Учителю, который может оказаться хуже или лучше предыдущего. И в один прекрасный день этот ищущий обязательно осознает Бога.

— Но, Учитель, ты всегда нам говорил, что время — это решающий фактор. Если можно осознать Бога сегодня, зачем ждать десять лет или десять инкарнаций?

— Сын мой, ты абсолютно прав. Я всегда говорю: «Начинай с самого главного». Если я могу осознать Бога сегодня, то завтра я смогу раскрыть Его миру, а послезавтра проявить Его, а еще день спустя мы с Богом сможем совершенствовать Его творение. Если человек хочет осознать Бога, то ему нужно постараться сделать это как можно скорее. Человек должен идти или бежать к дереву осознания, а потом начать подниматься на него. Но если он подойдет прямо к дереву, а потом вернется в свой прежний дом — невежество, — то он пропал, да-да, совсем пропал на несколько лет или инкарнаций. Однако, если человек сознательно возвращается в невежество после того, как увидел Свет, что мы можем поделать? Можно только посочувствовать ему и помнить о том, что он живет в вечном времени.

Вот тебе высшая Истина: ничто не теряется насовсем в вечной жизни божественной души. Душа, которая вернулась в невежество, однажды снова потянется к Свету. Но это несчастная душа. Мы жалеем ее, потому что она снова приняла невежество, хотя у нее была отличная возможность быстрее всего бежать к Цели. Когда нам известно, что у нас есть способность максимально быстро бежать под руководством настоящего духовного Учителя, то просто стыд, если мы вновь погружаемся в невежество и искушение мира, считая, что, возможно, невежественная жизнь-удовольствие принесет нам удовлетворение хоть на этот раз.

Есть два берега: один — берег искушения, а второй — берег устремления. Прекрасно зная, что берег искушения, на котором мы провели двадцать, тридцать или сорок жизней, не принес нам удовлетворения, мы перешли на божественный берег, берег устремления. Мы должны быть здесь, потому что берег устремления — это предвестник берега просветления, берега осознания. Снова возвращаться на берег искушения — это очень прискорбная ошибка, огромная ошибка. Нам нужно понимать, что, если мы вернемся на берег искушения, нас ждет очень суровое наказание.

Когда ребенок совершает плохой поступок, когда он крадет, его все прощают, потому что он не понимает, чем это ему грозит. Но если кражу совершает взрослый, его сурово наказывают. Так вот, если мы вступили в духовную жизнь, значит, мы стали полностью зрелыми, мы с боем вышли из жизни желания и добились успеха лишь с величайшим трудом. А если мы возвращаемся в свою жизнь искушения, к осуществлению жизни желания, наказание становится чрезвычайно суровым, потому что мы уже увидели жизнь устремления и берег осознания Бога.

Пока человек не принял духовной жизни, он как невежественное дитя. По своему невежеству ребенку хочется играть с огнем, но когда он обожжет себе пальцы, он держится от огня подальше. В духовной жизни мы начинаем понимать, что жить жизнью желания — такое же разрушительное и невежественное занятие, как и сознательная игра с огнем. К тому же, ребенок в конечном счете осознает, что, если он будет вести себя хорошо, другие станут его хвалить, восхищаться им. А в духовной жизни ни одна небожественная сила не осмелится увести вас с пути Истины и Света, если вы будете поддерживать веру и преданность Богу.

Вот, сын мой, я хочу тебе сказать, что, поскольку этим людям хочется совершать прогресс медленно, ничего тут не поделаешь и не скажешь. Ты можешь только молиться: «О Боже, просветли их и заставь их снова бежать к Твоей Цели — к Тебе, Цели. Придут ли они к Тебе с помощью моего Учителя или с помощью какого-нибудь другого Учителя, несущественно. Я горячо молю Тебя, о Боже, взять их в Свою Лодку в избранный Тобою Час и так, как Ты Сам того пожелаешь».


  1. WM 6-ru. 30 января 1974 года

Шри Чинмой, Почему Учителя не общаются, Центр Шри Чинмоя, Москва, 2008

The aspirants return to the ignorance-sea1

“Rakhal, what is wrong with you? Why are you so sad today?”

“Master, I am sad because I have been suffering badly for the last two weeks.”

“Why have you been suffering, my child?”

“Master, I have been suffering because of the ingratitude of some of your ex-disciples. When they came to you they had countless defects in their nature. They were useless. You literally took them out of the gutter and showed them infinite love and compassion, blessingful gratitude and divine pride. They were with you for about ten years and no doubt served you considerably. But after they had made some solid progress, pride, haughtiness and ingratitude took them away from you. Master, I am feeling sorry and sad about this.”

“My child, don’t be sad. Gratitude is not yet born on earth, and God alone knows if it will ever take birth here. God has created all of us, but how many people love God? How many people want to live a spiritual life, a divine life? Out of a hundred people, not even one cares to follow the spiritual life. Poor God! He has done everything for us, but we do not show Him any gratitude. God is infinitely more kind and compassionate than your Master. So if God can remain quite satisfied with the ingratitude of the world, how is it that we cannot accept it? God gives unconditionally everything that He has. We are God’s children, so let us also try to offer our capacity and our light unconditionally to the world, without expecting gratitude or appreciation. As a matter of fact, my son, I wish to say that I am to some extent lucky.”

“In which way are you lucky, Master?”

“Let me make it clear to you. I have often told you that I am a spiritual farmer. You know that a farmer sows thousands of seeds, but only a few hundred germinate. Yet when these few hundred seeds manifest life, the farmer feels that he is well compensated. These seeds grow into a bumper crop, and he gets great satisfaction from his creation.

“Now, for an ordinary farmer, the remaining thousands are all lost, dead, forever ruined; they have produced no life. But in the case of the spiritual farmer, the situation is much better. When a seeker leaves his Master, thinking that the Master is worthless, he may not follow the spiritual life for a few years or even for a few incarnations. But one day that seeker will definitely go to some other spiritual Master, who may be either inferior or superior to his previous one. And one day that seeker is bound to realise God.”

“But Master, you have always told us that time is a crucial factor. If we can realise God today, why should we wait ten years or ten incarnations?”

“My son, you are absolutely right. I always say, ‘First things first.’ If I can realise God today, then tomorrow I can reveal God, the day after I can manifest God, and the following day God and I can perfect His creation. If one wants to realise God, then he must attempt to do so as soon as possible. One has to walk or run to the realisation-tree and then he has to start climbing up. But if he comes right to the tree and then goes back to his old home, ignorance, then he is lost — yes, totally lost — for a few years or for a few incarnations. Now, if someone consciously goes back to ignorance after seeing the Light, what can we do? We can only sympathise with him and remember that he is living in eternal time.

“If I have to tell you the ultimate Truth, nothing is permanently lost in the eternal life of a divine soul. The soul that has gone back to ignorance will one day return to Light. But that soul is an unlucky soul. We pity it for embracing ignorance again after getting ample opportunity to run the fastest towards the Goal. When we know we have the capacity to run the fastest under the guidance of a true spiritual Master, it is a great shame if we again enter into the world’s ignorance and temptation, thinking that perhaps this time the ignorant pleasure-life will satisfy us.

“There are two shores: one is the shore of temptation and the other is the shore of aspiration. Knowing perfectly well that the temptation-shore — where we stayed for twenty, thirty, or forty lives — had failed to satisfy us, we came to the divine shore, the aspiration-shore. We must stay here, for the aspiration-shore is the harbinger of the illumination-shore, the realisation-shore. To go back again to the temptation-shore is a most deplorable mistake, a Himalayan blunder. We must know that if we go back again to the temptation-shore, our punishment will be most severe.

“When a child does something wrong, when he commits a theft, everybody forgives him because he does not know the consequences of theft. But if an adult commits a theft, he is badly punished. Now, when we enter into the spiritual life we are fully mature, we have struggled to come out of desire-life, and only with the greatest difficulty have we succeeded. So if we go back to our temptation-life, to the fulfilment of our desire-life, our punishment becomes extremely severe, for we have already seen the life of aspiration and the shore of God-realisation.

“Before one accepts the spiritual life, one is like an ignorant child. Because of his ignorance, a child wants to play with fire, but when his fingers are burned he does not again go near the fire. In the spiritual life, we come to realise that living a life of desire is as destructive and ignorant as consciously playing with fire. Again, a child eventually comes to realise that, if he remains good, he gets appreciation and admiration from others. Here in the spiritual life, if you remain faithful and devoted to God, no undivine force can dare take you away from the path of Truth and Light.

“So, my son, I wish to tell you that since these people want to make progress slowly, you can do and say nothing. You can only pray, ‘O God, illumine them and make them again run towards Your Goal — towards You, the Goal. Whether they come to You through my Master or through some other Master is immaterial. My fervent prayer to You, O God, is to take them to You in Your Boat, at Your choice Hour, in Your own Way.’”


  1. WM 6. 30 January 1974