Вопрос: Гуру, ты всегда говоришь, что наши души способны нас наказывать и что они и вправду нас накажут, если мы их не порадуем. Вот интересно: если у наших душ так много силы, что они действительно могут причинить физический вред телу, почему же у них, кажется, недостаточно силы, чтобы нас вдохновить?

Шри Чинмой: Именно этим они и занимаются все тридцать лет! Они это делают с того момента, как ты пришел на путь. А кто вдохновлял тебя приходить и медитировать с самого твоего прихода на путь? Дети скажут, что их привели родители. А кто вдохновил прийти родителей? Разве не их души? Если дети говорят, что их привели родители, тогда родителей привели их души. С другой стороны, родители передали вдохновение детям.

С того самого дня, когда душа привела тебя на путь, она тебя вдохновляла, вдохновляла и вдохновляла — она тебя умоляла! Душа не просто вдохновляет — она умоляет, умоляет, умоляет. Когда ты в хорошем сознании, когда у тебя хорошая медитация, ты непременно почувствуешь, что кто-то внутри, какое-то существо внутри тебя умоляет: «Продолжай это делать, продолжай».

Ты помедитируешь с полгода, и вдруг на фанкшене или дома неожиданно почувствуешь радость. Полученной радостью ты насытишь душу, и душа будет так гордиться. Душа скажет: «Вот чего я от тебя хочу!» Вот какое ты получишь послание. Никто не сможет его опровергнуть. В тот день, когда у тебя сильная медитация, ты снова полон решимости стать превосходным учеником. Ты твердо настроен победить неуверенность, зависть, чувство неполноценности и превосходства и все то, что как ты чувствуешь, не вдохновляет и не божественно. День, когда не будет никаких препятствий для медитации, — это победа души.

Душа способна наказывать, это чистая правда. Но та же самая душа умоляла вас долгие годы — пять, десять или пятнадцать лет. Иногда душа буквально каждый день на протяжении месяца или двух пыталась вас вдохновить. Иногда неделю или две душа может говорить, что случай безнадежный. Но потом душа пытается снова, снова и снова. Да может ли хоть один ученик сказать, что душа не пыталась его вдохновить? Да если бы душа не вдохновляла его хоть как-то, он не остался бы на пути. Ни один ученик не останется на пути, если его не будет вдохновлять душа.

Душа дает вдохновение, но сколько воспринимают тело, витал и ум? Ум твердо намерен не принимать вдохновение. Он всегда готов видеть истину по-своему. Ум говорит душе, сердцу, Учителю и даже Богу: «Если этого не сделают, я дальше не пойду. Если для меня не сделают того-то, я и с места не сдвинусь». Так что может поделать Бог? Ум поставил ограничение перед душой, перед Богом, перед Учителем. Он говорит: «Если я не получу это манго, я палец о палец не ударю. Если этого не сделают по-моему, я ни на волосок не сдвинусь».

И все-таки душа продолжает с надеждой, что однажды ум скажет: «Почему это все должно быть так, как я хочу? Пусть будет так, как хочешь ты, как хочет душа». Душа лишь надеется, что однажды услышит от ума это послание, потому что душа старается убедить ум идти в божественном направлении, совершить отречение. Отречение перед Учителем означает отречение перед душой благодаря вашей преданности и любви. Ум решительно настроен не отрекаться перед душой, но душа все надеется, надеется, надеется.

Однако душа видит, что в прошлом — пять, десять, пятнадцать или тридцать лет назад — ум все-таки отрекался перед душой. В то время ум хотел видеть свет так, как этого хотела душа. Но сейчас ум принял решение не воспринимать свет, потому что ум стал сильнее всего остального. В уме есть своя мысль: «Это должно быть сделано по-моему». Ум стал неустремленным. Было время, когда ум искал свет, истину, но теперь он стал упрямым, совершенно неуправляемым. Ум не слушается и временами упрямится, даже если перед ним предстает Сам Бог. Бог может воспользоваться Своей всемогущей Силой, но в таком случае Он только повредит ум; Он не сможет заставить ум слушаться. Ум не слушает даже Бога, а уж о душе и Учителе и говорить нечего!

Говорю вам, ученики иногда совсем меня не слушают. Вы можете не послушаться, если перед вами стоит душа, даже если перед вами стоит Бог. Учитель выше души. Да, возможно, Учитель и не выше Бога, но Учитель и Бог — это одно. Но вы не можете говорить: «Если придет моя душа, предстанет передо мной и что-то мне скажет, тогда я послушаюсь». Если вы не слушаетесь Учителя, разве вы будете слушать свою душу?

С другой стороны, увидев свою душу, вы можете сказать: «А я-то думал, что душа у меня гораздо красивее! И это моя душа?» Душа может принять любую форму — вот в чем трудность! Душа может прийти к вам как прекрасный цветок и дать послание слушать Учителя. Тогда вы скажете: «Не может быть, чтобы этот цветок был моей душой!» Или душа может принять форму воздушного шарика. Когда воздушный шарик будет вам говорить: «Слушайся своего Учителя», вы ответите: «Разве шарик способен что-то мне говорить?»

О том, что душа может принять форму воздушного шарика или цветка, знает только духовный Учитель. Еще душа может принять форму очень красивого ребенка. Увидев ребенка, вы можете сказать: «Глупый малыш. У него не больше знания, мудрости и способностей, чем у меня». Тогда истории конец! Душа — маленький ребенок — бесконечно прекраснее ума и обладает бесконечно большей силой; просто она приняла эту определенную форму. Ну, а скажем, она примет форму чего-то огромного. Она может принять Вселенскую Форму. Но даже если она придет в виде льва или слона и предстанет перед вами, вы все равно не будете слушать. Вы скажете: «Ну, и как я буду слушать? Что же это — если я не послушаюсь свою душу, значит, мне нужно верить в то, что она меня растерзает?»

Когда ум не хочет отрекаться, то, как бы к нему ни обращалась душа, все будет не так. Спросите любого Учителя! Душа может принять любой вид. Если она примет вид маленького прекрасного цветка, вы отнесетесь к ней пренебрежительно и скажете: «Не может быть, чтобы у меня была такая душа. Моя душа должна быть прекрасной, твердой и крепкой. Уж я-то знаю, как моя душа должна выглядеть». Да, ваша душа может быть такой, но она может быть совершенно другой. Ваша душа способна принять любой вид. Сколько же раз я повторял, что душа может принять любую форму! Сразу же увидеть, что с тобой говорит душа, можно только, если осознал Бога; но душа говорит, душа говорит. Она может принять любую форму.

Так вот, о душе. Когда мы начали наш с тобой разговор, я сказал: «Подожди-ка пять минут». Почему я так сказал? В это время ко мне пришла душа одной из моих самых первых учениц. Душа была прямо тут, стояла у той стены в сияющем свете. Она обращалась ко мне с просьбой, или с эмоциональным или витальным требованием даровать ей самую стремительную скорость. С ней мы начинали нашу миссию. Если уж говорить о самом первом ученике, то только о ней, о ней и ни о ком ином. Она была так дорога моему сердцу. А потом появилась неуверенность, но не нечистота. Пришла неуверенность, и она ушла «на каникулы» — на много лет сама оставила наш путь. В конце концов она вернулась, тем временем состарившись, и все, делу конец — она отправилась в мир иной.

Моя миссия началась благодаря этой ученице. Ее открыла она и никто другой. Когда ее душа стояла здесь, она приняла образ оленя. От меня она хотела получить скорость оленя, она умоляла меня помочь ей мчаться с максимальной скоростью. Вот я тут с вами разговариваю и в то же время потираю нос. Вы думаете, что я просто потираю нос, но я концентрируюсь, потому что вижу ее так ясно. Она приняла образ оленя. Она хочет мчаться быстро, как олень.

Если бы я не знал, что это душа ученицы, я бы сказал: «Это все мой ум навыдумывал. Я вижу там оленя — мне это просто мерещится». Даже открытыми глазами я вижу то же самое, что и третьим глазом. Говорю вам снова: душа может принять любой облик. Кто-то мне, возможно, возразит: «Что за чепуха. Она не принимала облика оленя». Я скажу: «Хорошо-хорошо, будьте довольны своим мнением. Я же доволен, зная, что она приняла облик оленя».

К счастью или несчастью, у каждой души свой тип божественности. Обычная для души форма — это очень красивый, самый, самый, самый прекрасный ребенок. Ему может быть три года, может быть лет пять или десять, это зависит от души.

Мать Ашрама Шри Ауробиндо говорила еще кое о чем. Это называется психическим существом. Оно существует, это абсолютная правда. Это еще одна часть нас. Психическое существо — это младенец. Душа может быть молодой или зрелой, весьма зрелой, очень зрелой. Но психическое существо, про которое говорила Божественная Мать, а затем Шри Ауробиндо, всегда будет оставаться ребенком двух-трех лет. Оно не растет. Оно всегда плачет или улыбается, и тогда приходят мама с папой. Это напомнило мне о моей собачке. Как бы мне хотелось, чтобы Чела не старел! Сейчас, когда он прыгает, он взлетает до моего плеча. Раньше он допрыгивал мне до пояса, а теперь прыгает до плеча. Я в последние четыре-пять дней боюсь, что он переломает себе ноги, — так высоко он прыгает. В то же время я очень радуюсь тому, что у него столько сил и он может допрыгнуть мне до плеча.

Возвращаюсь к предмету разговора. Психическое существо остается неизменным. У души есть собственная зрелость и божественность. Бога представляют душа и духовный Учитель. Давайте не будем говорить про духовного Учителя; прямой представитель Бога — это душа. Но у души тоже есть представитель — то, что мы называем психическим существом. Если вы хотите его увидеть, то оно всегда принимает одну форму: прекраснейшего ребенка. Психическое существо не станет принимать форму цветка, птицы или слона. Нет, у него постоянная форма — самый прекрасный, самый, самый, самый прекрасный ребенок.

Я приехал в Ашрам Шри Ауробиндо в марте, а в мае или июне, а может быть, в июле я впервые увидел свое психическое существо. Я и представить себе не мог, что ребенок может быть таким прекрасным! С другой стороны, когда вы осознаете Высочайшее, когда осознаете Бога, вы можете сказать про психическое существо, что ребенок — ребенок и есть, в том смысле, что он всегда думает, что, если поплакать, мать и отец дадут ему все. Они обязательно дадут ему все, что оно захочет. Если он плачет, мама непременно даст молока, а папа — конфету.

Шри Чинмой, За пределами предпочтений.Впервые опубликовано издательством Центр Шри Чинмоя, Москва в 2013 году.

Это 1597th–я книга, написанная Шри Чинмоем с тех пор, как в 1964 году он приехал на Запад.

Примечание:

Если вы публикуете скопированный текст на другом сайте, пожалуйста, укажите следующую информацию в соответствии с условиями лицензии:


автор Шри Чинмой
Из книги За пределами предпочтений, распространяемой на условиях лицензии Creative Commons license

Close »

Question: Guru, you are always telling us that our souls have the capacity to punish us, and that they will punish us if we displease them. I am wondering, if our souls have so much power that they can actually do physical harm to our body, why do they not appear to have the power to inspire us?

Sri Chinmoy: They have been doing that very thing for thirty years! They have been doing that since you joined the path. Since you joined the path, from that very day, who inspired you to come and meditate? Children will say that their parents brought them. But who inspired the parents to come? Was it not their souls? If the children say their parents brought them, then the parents were brought by their souls. Again, the parents gave the inspiration to their children.

From the day your soul brought you to the path, it has been inspiring, inspiring, inspiring you — begging you! The soul is not just inspiring — it is begging, begging, begging. When you are in a good consciousness, when you have a good meditation, at that time you are bound to feel that somebody within you, some being within you is begging you: "Continue doing this, continue doing this."

The joy that you get after six months' meditation, all of a sudden one day you will receive at a function or at home. With the joy that you are receiving, at that time you are feeding your soul, and the soul is so proud. The soul will say, "This is what I want from you!" This is the actual message you will get. Nobody will be able to deny it. When you have a very powerful meditation, on that day once again you are resolved, you are determined to become an excellent disciple. You resolve that you will conquer insecurity, jealousy, inferiority, superiority or anything else that you feel is uninspiring or undivine. That very day, when you do not have obstacles to your meditation, that is the victory for the soul.

To say that the soul has the capacity to punish is true. But this very soul for years — five years, ten years or fifteen years — has been begging you. Sometimes the soul almost every day for a month or two has been trying to inspire you. Sometimes a soul may say for a week or two that it is a hopeless case. But then the soul tries again and again and again. Is there any disciple who can say that his soul has not inspired him? And if the soul has not inspired him at least to a certain extent, no disciple will stay on the path. No disciple will stay on the path if the soul has not inspired him.

The soul gives inspiration, but how much can the body, the vital and the mind accept? The mind is determined not to accept inspiration. The mind is always ready to see the truth in its own way. The mind is telling the soul, the heart, the Master and even God, "If this is not done, I am not going to go farther. If this is not done for me, I am not going to move." So what can God do? The mind has put a limit before the soul, before God, before the Master. It says, "If I do not get this mango, then I am not going to do anything. If this is not done in my own way, I am not going to budge an inch."

Still the soul continues, with the hope that one day that same mind will say, "Why should it be done in my way? Let it be your way, the soul's way." The soul is only hoping to hear this message from the mind one day because the soul is trying to convince the mind to go in the divine way, to surrender. Surrender to the Master means surrender to the soul on the strength of your devotion and your love. The mind is determined not to surrender to the soul, but still the soul is hoping, hoping, hoping.

Again, the soul sees that in the past—five, ten, fifteen or thirty years earlier — the mind did surrender to the soul. At that time the mind wanted to see the light in the soul's way. But the mind is now determined not to receive light, because the mind has become stronger than anything else. The mind has its own thought: "This has to be the way I want it." The mind has become unaspiring. There was a time when the mind used to search for light, for truth, but now the mind has become stubborn, absolutely unruly. The mind will not listen. At times even if God stands in front of the mind, the mind remains stubborn. God can use His omnipotent Power, but He can only break the mind; He cannot make the mind listen. The mind does not listen even to God — forget about the soul and the Master!

I tell you, sometimes the disciples do not listen to me at all. If the soul, even if God stands right in front of you, you may not listen. The Master is higher than the soul. The Master may not be higher than God, true; but the Master and God are one. But you cannot say, "If my soul comes and stands in front of me and tells me something, then I will listen." If you cannot listen to your Master, will you listen to your soul?

Again, as soon as you see your soul, you may say, "I thought my soul was much more beautiful than this! Is this my soul?" The soul can take any form — that is the trouble! The soul may come to you as a beautiful flower and give you the message to listen to your Master. Then you will say, "Can this flower be my soul?" Or the soul can take the form of a balloon. When the balloon tells you, "Listen to your Master," you will say, "Can this balloon have the capacity to tell me anything?"

Only the spiritual Master knows that the soul has taken the form of a balloon or the form of a flower. The soul can also take the form of a most beautiful child. As soon as you see the child, you may say, "This is a silly child. He does not have more knowledge, more wisdom, more capacity than I have." Then the story is finished! The soul, as a little child, has infinitely more beauty and more power than the mind; only it has taken this particular form. Again, let us say it takes a huge form. It can take the Universal Form. But even if it comes as a lion or an elephant and stands in front of you, still you will not listen. You will say, "How am I going to listen to this? If I do not listen to my soul, then do I have to believe that my soul will devour me?"

When the mind does not want to surrender, whichever way the soul approaches is wrong. Ask any Master! The soul can take any form. If it takes the form of a little, beautiful flower, you will ignore it and say, "This cannot be my soul. My soul has to be beautiful, absolutely solid and robust. I have formed my idea of my soul." Yes, your soul can be like that, but your soul also can be totally different. Your soul can take any form. How many times have I said that the soul can take any form. Only on the strength of God-realisation can you immediately see when the soul is talking to you; but the soul is talking, the soul is talking. Any form the soul can take.

Talking about the soul, when we started our conversation here I said, "Can you wait for five minutes?" Why did I say that? At that time the soul of one of my very first disciples came to me. The soul was right there, standing in front of that wall, under the fluorescent light. She was giving me the request, or emotional or vital demand, to grant her the fastest speed. With her we started our mission. If you want to talk about a pioneer-disciple, there is no one else, only that lady. She was dearer than the dearest to me. Then insecurity, not impurity, came into the picture. Insecurity came and she herself took a "vacation" from our path for many years. Finally she came back. Then she became old, and the story was finished; she went to the other world.

My mission started because of that disciple. She is the one who discovered it — nobody else. Her soul took the form of a deer when it was standing there. She wanted to have the deer-speed from me; she was begging me to help her go the fastest. Now I am talking to you, and also I am rubbing my nose. You are thinking that I am only rubbing my nose. But I am concentrating because I am seeing her so clearly. She has taken the form of a deer. Like a deer, she wants to go fast.

If I did not know that it was that disciple's soul, I would say, "It is just my mental hallucination. I am seeing a deer here; it is my mental hallucination." Even if I keep my human eyes open, I see the same thing that I see with my third eye. Again I am saying, any form the soul can take. Perhaps someone will tell me, "You are absolutely wrong. She did not take the form of a deer." I will say, "Fine, fine, be satisfied. But I am satisfied, because I know that she took the form of a deer."

Fortunately or unfortunately, each soul has its own kind of divinity. The soul's usual form is a most beautiful child — most, most, most beautiful. It can be three, it can be five, it can be ten years old; it depends on the soul.

There is something else, which the Sri Aurobindo Ashram Mother talked about. It is called the psychic being. It is absolutely true that it exists. That psychic being is another part of us. The psychic being is the infant. The soul may be young, or it may be mature, more mature, most mature. But the psychic being that the Divine Mother and then Sri Aurobindo talked about will always remain like a two or three-year-old child. It does not grow up. It will always cry or smile, and then the mother or father will come. It makes me think of my dog. How I wish Chela would not become old! When he jumps nowadays, he comes up to my shoulder. Previously he used to come up to my waist, but now he jumps right to my shoulder. For the last four or five days, I have been afraid he will break his legs because he jumps so high. But at the same time I get joy that he has so much strength to jump up to my shoulder.

Now I am coming back to the subject. The psychic being remains always the same. The soul has its own maturity and divinity. God's representative is the soul or the spiritual Master. Let us not talk about the spiritual Master; God's direct representative is the soul. Again, the soul also has a representative. It is called the psychic being. If you want to see the psychic being, then the psychic being always takes one form: a most beautiful child. The psychic being will not take the form of a flower or a bird or a deer or an elephant. No, it will take a fixed form. It is a most beautiful, most, most, most beautiful child.

When I came to the Sri Aurobindo Ashram, it was March. In May or June, or perhaps July, I saw for the first time my psychic being. I could never imagine that a child could be so beautiful! Then again, when you realise the Highest, when you realise God, you may say that the psychic being is childish, in the sense that it is always thinking that if it cries, the mother and father will give it everything. They are bound to give it what it wants. If it is crying, the mother is bound to give it milk, and the father is bound to give it a piece of candy.

Sri Chinmoy, Beyond likes and dislikes: illumining questions and answers.First published by Agni Press in 2012.

This is the 1597th book that Sri Chinmoy has written since he came to the West, in 1964.

Notice:

If you are displaying what you've copied on another site, please include the following information, as per the license terms:


by Sri Chinmoy
From the book Beyond likes and dislikes: illumining questions and answers, made available to share under a Creative Commons license

Close »