Ночь-Невежество и Свет-Устремление1 2

Невежество — это ночь. Ночь — это невежество. Устремление — это свет. Свет — это устремление. У сегодняшнего человека есть имя: невежество. У завтрашнего человека есть новое имя: устремление. Человек послезавтрашнего дня будет носить свое настоящее имя: осознание.

Невежество нам говорит: «Бога нет! Бога нет! Никакого Бога нет!»

Устремление нам говорит: «Бог есть! Бог есть! Он здесь. Он и там. Он вездесущ».

Осознание нам говорит: «Бог есть всё; Бог повсюду. Всё есть Бог, и каждый есть Бог».

Невежество ограничивает наше скованное земными законами сознание. Устремление возвышает наше устремленное в Небеса сознание. Осознание освобождает наше одухотворенное сознание.

Что такое невежество? Что такое вдохновение? Что такое осознание? Невежество — это несовершенство в прямом смысле слова. Устремление — это наш внутренний зов к высочайшему просветлению. Осознание — это Трансцендентальная Улыбка Бога преданной голове, устремленному сердцу и достигшей отречения душе ищущего.

А что же такое сознание? Сознание — это раскрытый секрет Бога и осуществляющая жизнь человека. Сознание — это связующее звено между устремленным человечеством и озаряющей божественностью. Сознание — это связующее звено между сияющим восхождением нашей Матери-Земли и струящимся нисхождением дарующих осуществление Небес. Сознание — это связующее звено между преображением земли и абсолютным Состраданием Небес. Coзнание — это озаряющий язык, дающий нам возможность лицом к лицу говорить с Богом. Когда сознание озарено, когда оно полностью свободно и больше не привязано к земле, когда сознание стало самой Бесконечностью, человек обретает свободный доступ к Богу. Тогда он может в каждое мгновение внимать указаниям своего Внутреннего Кормчего.

В жизни устремления мы наконец начинаем понимать, что Бог — это всё и вся. Он Творец, и Он же Творение.

Уверен, многие из вас слышали или читали о выдающемся духовном деятеле по имени Свами Вивекананда. Однажды он сказал: «Кто же еще Бог, если не я сам?» Так вот, если мы думаем, что эти слова произнесло его эго, то мы ошибаемся. Право так говорить ему дало полное отождествление с Высочайшим.

Точно так же Сын Божий, великий Спаситель Христос сказал: «Я и Отец мой одно». Он сказал это благодаря сознательному, абсолютному единству, неразрывному единству со своим Внутренним Кормчим. В старину наши ведические провидцы говорили: «Brahmasmi — я есть Брахман, Абсолют». Они могли это сказать благодаря собственному высочайшему и глубочайшему осознанию. У каждого человека есть не только возможность, но и внутренняя способность осознать эту истину и стать ею. Потенциал, задатки развития есть у всех, и, когда мы пытаемся их раскрыть, наступает неизбежное, и мы достигаем высшей Цели.

Sat-Chit-Ananda: Sat означает Существование, Chit — Сознание, Ananda — Блаженство или Восторг. Существование, Сознание и Блаженство: вот высшая высота, тройственное сознание. Оттуда началось путешествие Творения; там Истина едина. Но, как только мы спускаемся на одну ступеньку, начинается песнь многообразия, потому что Бог желает осуществлять Себя в миллионах и миллиардах форм. Он хочет божественно и полно радовать Себя в бесконечных образах, видах и формах. Вот почему началось Творение.

Бог дал каждому ограниченную свободу. Но мы в повседневной жизни постоянно злоупотребляем этой ограниченной свободой. Поэтому для нас почти невозможно выпутаться из сети невежества. Во внутренней жизни нам дана бескрайняя свобода. Но мы не сознаем этой свободы, поэтому постоянно утопаем в болоте невежества.

Одна из наших Упанишад, Иша Упанишада, учит нас кое-чему значительному. В ней говорится: «Andham tamah pravishanti… «Если человек следует за невежеством, он погружается в непроглядную мглу и темноту; но он погружается в еще более глубокую мглу и темноту, если следует только за знанием». Так вот, что же понимать в этом случае под знанием? То знание, которое мы получаем от физического ума, рассуждающего, полного сомнений, обманчивого и непросветленного интеллектуального ума.

Человек, пребывающий в невежестве и темноте, прост и искренен с самим собой. Он знает, что невежествен во всем. Он говорит об этом и чувствует это в глубине своего сердца. Но люди, считающиеся образованными, постоянно сомневаются в Творении Бога, а также в себе. Они думают, что уже вышли из животного мира и слегка выше тех, кто все еще не просветлен, но они не понимают, что они делают своим физическим умом. Этим физическим умом они сомневаются, ломают и уничтожают — к несчастью, совершенно неосознанно.

Упанишады ведут нас дальше. В них говорится: «Vidyam cavidyam ca yas tad vedobhyam saha. Avidyaya mrityum tirtva vidyayamritam asnute. — «Невежество и знание должны восприниматься как единое целое». Avidyaya означает невежество, а vidyam — знание. То, что мы называем невежеством, мы в итоге обратим в человеческое устремление. Посредством человеческого устремления мы будем стараться покорить смерть, а благодаря божественному знанию мы будем наслаждаться Бессмертием.

Мы частенько встречаем атеистов — людей, не верящих в Бога. Чем они заняты? Насмехаются над нами. Они считают, что все духовные люди, искренние ищущие не от мира сего. Они думают, что мы не хотим повернуться лицом к реальности. Хочу рассказать вам случай. Ведут разговор двое друзей, один ярый атеист, а другой убежденный верующий. Атеист сказал другу: «Приятель, посмотри, что ты наделал! Из-за Бога ты оставил все: бросил семью, отказался от земных удовольствий, от всего! И это все лишь ради Бога. Вот уж впрямь великий человек!» Это был неприкрытый сарказм. Но он тут же получил ответ от товарища: «Приятель, твое величие превосходит мое. Я ради Бога бросил все, а ты настолько великий человек, что можешь жить без Него! Ты намного превзошел меня».

У семейных людей, у тех, кто хочет вести семейную жизнь и, в то же время, осознать Бога, возникает проблема. Они считают, что, когда живешь с семьей, работаешь и рассуждаешь своим земным умом, почти невозможно осознать Бога. Я лишь хочу сказать, что им надо изменить отношение к жизни. Им нужно стараться видеть божественность в человечестве.

Предположим, вы думаете, что отец чинит вам помехи, что у него нет мудрости. Вы не хотите его слушать. Он ваш физический отец, но вам надо попытаться увидеть в нем живое Присутствие Бога, вашего внутреннего Отца. Внешний отец может быть совершенно невежественным, но внутренний Отец полон Знания и Мудрости. Ваша человеческая мать с ее физической жизнью, ее физическим умом может быть абсолютно невежественной, но попробуйте увидеть в ней Богиню. Попытайтесь почувствовать в ней Присутствие Бога. Старайтесь увидеть в своей жене божественную красоту, которая вдохновляет вас идти к совершенству. Старайтесь увидеть в своем сыне или дочери маленького божественного ребенка, Бога — Вечного Ребенка. Если вы вот так сможете видеть божественное в человеческом, вам не придется удаляться в Гималайские пещеры, не придется бросать семью и ради осознания Бога подниматься на вершину Эвереста.

Мы все знакомы с невежеством. Мы все плаваем в море невежества. Знание — вот что нам нужно. Но что есть знание? Если мы углубимся в себя, то поймем, что то, что мы называем знанием, земным знанием, — это наша сила, подчиняющаяся и томящаяся по новой жизни и свету. Каждый день, каждую секунду к нам приходят новая жизнь и новый свет. Потом мы продвигаемся немного дальше и входим в царство мудрости. Мудрость — это наша просветляющая и осуществляющая сила, сила воли, сила души для вечной Жизни и Света.

Мудрость бывает двух видов: человеческая мудрость и божественная мудрость. Любовь к Богу — это начало человеческой мудрости. Сознательное отречение перед Волей Бога — это заря божественной мудрости. Когда одухотворенно пробуждается божественная мудрость, забытой сутью человека становится Бог, а осуществляющей реальностью Бога становится человек.


  1. DBM 1. Эта беседа была изначально опубликована по личным ученическим записям лекций европейского лекционного турне Шри Чинмоя (1970-1974 годы), вышедших в 1974 году в издательстве Агни Пресс, Нью-Йорк, под заглавием «Шри Чинмой в Европе». Она не вошла в первый том серии «Лепестки моей розы» Шри Чинмоя, где были собраны все остальные лекции его европейского турне 1970 года.

  2. DBM 1. 3 декабря 1970 года, Конвей-Холл, Лондон

Шри Чинмой, Преданность становится магнитом.Впервые опубликовано издательством Центр Шри Чинмоя, Москва в 2014 году.

Это 1611th–я книга, написанная Шри Чинмоем с тех пор, как в 1964 году он приехал на Запад.

Примечание:

Если вы публикуете скопированный текст на другом сайте, пожалуйста, укажите следующую информацию в соответствии с условиями лицензии:


автор Шри Чинмой
Из книги Преданность становится магнитом, распространяемой на условиях лицензии Creative Commons license

Close »

Ignorance-night and aspiration-light12

Ignorance is night. Night is ignorance. Aspiration is light. Light is aspiration. Today’s man has a name: ignorance. Tomorrow’s man has a new name: aspiration. The man of the day after tomorrow will have his real name: realisation.

Ignorance tells us: “No God! No God! There is no such thing as God.”

Aspiration tells us: “God is! God is! He is here. He is there. He is all-where.”

Realisation tells us: “God is everything; God is everywhere. Everything is God and everyone is God.”

Ignorance limits our earthbound consciousness. Aspiration heightens our Heavenward consciousness. Realisation liberates our soulful consciousness.

What is ignorance? What is aspiration? What is realisation? Ignorance is imperfection in the purest sense of the term. Aspiration is our inner cry for the highest illumination. Realisation is God’s Transcendental Smile on the seeker’s devoted head, aspiring heart and surrendered soul.

Now, what is consciousness? Consciousness is God’s open secret and man’s fulfilling life. Consciousness is the connecting link between aspiring humanity and illumining divinity.

Consciousness is the connecting link between the glowing ascent of our Mother Earth and the flowing descent of the fulfilling Heaven. Consciousness is the connecting link between earth’s transformation and Heaven’s absolute Compassion. Consciousness is the illumining language that enables us to speak to God face to face. When consciousness is illumined, when consciousness is totally liberated and no longer earthbound, when consciousness becomes Infinity itself, man has a free access to God. Then, at every moment he can listen to the dictates of his Inner Pilot.

In the life of aspiration, we come to realise eventually that God is everything and everyone. He is the Creator and He is the Creation as well.

I am sure most of you have heard or read about a great spiritual figure named Swami Vivekananda. Once he said, “Who else is God, if not I myself?” Now, if we think that he uttered these words on the strength of his own ego, we are mistaken. It was his total identification with the Highest that made it possible for him to speak this way. Similarly, the Son of God, the great Saviour Christ, said, “I and my Father are one.” He said this on the strength of his conscious, absolute oneness, his inseparable oneness with his Inner Pilot. In days of yore our Vedic seers said, Brahmasmi — “I am the Brahman, the One Absolute.” They were able to say this on the strength of their own highest and deepest realisation. Each individual has not only the possibility but also the inner capacity to realise and grow into this truth. Possibility and potentiality we all have; but when we exercise our possibility and potentiality, then inevitability dawns and we reach our ultimate Goal.

Sat-Chit-Ananda: Sat means Existence, Chit means Consciousness, Ananda means Bliss or Delight. Existence, Consciousness and Bliss: this is the highest height, the triple consciousness. There Creation began its journey; there the Truth is one. But when we come down one step, the song of multiplicity starts, because God wants to be fulfilled in millions and billions of forms. He wants to enjoy Himself divinely and supremely in infinite ways and in infinite forms and shapes. That is why Creation started.

God has given to each individual limited freedom. This limited freedom we are misusing every day in our ordinary life. That is why it is almost impossible for us to come out of the meshes of ignorance. In the inner life, we have abundant freedom. But because we are not aware of this freedom, we are constantly caught in the mire of ignorance.

One of our Upanishads, the Isha Upanishad, teaches us something significant. It says: Andham tamah pravishanti... “Into tenebrous gloom and darkness one enters if one follows after ignorance; but into darker, more tenebrous gloom one enters if one follows knowledge alone.” Now, what is meant by knowledge in this case? This knowledge is the knowledge that we get from the physical mind, the reasoning mind, the doubtful mind, the sophisticated mind and the unillumined intellectual mind.

The one who is in ignorance and darkness is simple and sincere to himself. He knows that he is ignorant of everything. This he says and feels in the inmost recesses of his heart. But those who are considered to be men of knowledge are constantly doubting God’s Creation and doubting themselves. They feel they have come out of the animal kingdom and are a little bit superior to those who are still unlit, but they do not know what they are doing with their physical mind. This physical mind they are using to doubt, to break and to destroy — unfortunately, all unconsciously.

The Upanishad carries us farther. It says: Vidyam cavidyam ca yas tad vedobhyam saha. Avidyaya mrityum tirtva vidyayamritam asnute. “Ignorance and knowledge must be taken as one.” Avidyaya means ignorance and vidyam means knowledge. What we call ignorance eventually we will turn into human aspiration. Through human aspiration we shall try to conquer death, and through divine knowledge we shall enjoy Immortality.

Very often we meet people who have no faith in God, who are atheists. What do they do? They mock us. They think that spiritual people, sincere seekers, are all living in the land of the moon. They think that we do not want to face reality. I wish to tell you an incident. Two friends, one a stark atheist and the other a staunch theist, were talking together. The atheist said to his friend, “My friend, look what you have done. You have given up everything for God. You have given up your family. You have given up worldly pleasures, everything, all for God. You are really great.” That was pure sarcasm. But the immediate reply he got from his friend was, “My friend, you are greater than I. I have given up everything for God, but you are so great that you can live without Him. You are far greater than I.”

A problem arises for the householders, for those who want to live a family life and, at the same time, realise God. They feel that it is next to impossible to realise God while living with their family, while working and while using their earthly mind. I wish to say only that they should change their attitude toward life. They should try to see the divinity in humanity.

Suppose you think that your father is obstructing you, that he has no wisdom. You do not want to listen to him. He is your outer father, but you should try to see inside him the living Presence of God, your inner Father. The outer father may be totally ignorant, but the inner Father is all Knowledge, all Wisdom. Your outer mother — her outer existence, her physical mind — may be totally ignorant, but try to see the Goddess inside your mother. Try to feel the Presence of God inside her. Try to see in your wife the divine beauty that inspires you toward perfection. Try to see inside your son or daughter a little divine child, God the Eternal Child. In this way, if you can see the divine in the human, then you do not have to withdraw to the Himalayan caves. You do not have to leave your family and go to the top of Mount Everest to realise God.

Ignorance we all know. We are all swimming in the sea of ignorance. What we need is knowledge. Now, what is knowledge? If we go deep within, we come to realise that what we call knowledge, earthly knowledge, is our surrendering and dying strength for the new life and light. Every day, every moment, new life and new light are coming to us. Then we go a little farther and enter into the domain of wisdom. Wisdom is our illumining and fulfilling power, will-power, soul-power for the eternal Life and Light.

There are two types of wisdom: human wisdom and divine wisdom. Love of God is the beginning of our human wisdom. Conscious surrender to God’s Will is the dawn of our divine wisdom. When the divine wisdom dawns soulfully, man’s forgotten essence is God and God’s fulfilling substance is man.


  1. DBM 1. This talk was originally published in a disciple’s personal account of Sri Chinmoy’s European lecture tours (1970-74) entitled Sri Chinmoy in Europe, printed in 1974 by Agni Press, New York. It was not included in My Rose Petals, Part 1 by Sri Chinmoy, in which all the other lectures from his 1970 European tour were collected.

  2. DBM 1. Original talk: 3 December 1970, Conway Hall, London

Sri Chinmoy, Devotion becomes a magnet.First published by Agni Press in 2013.

This is the 1611th book that Sri Chinmoy has written since he came to the West, in 1964.

Notice:

If you are displaying what you've copied on another site, please include the following information, as per the license terms:


by Sri Chinmoy
From the book Devotion becomes a magnet, made available to share under a Creative Commons license

Close »