Вопрос: Что значит – радовать Бога так, как Он того желает?

Шри Чинмой: Мы любим Бога, потому что чувствуем, что Он сама любовь. Именно потому что мы любим Бога, мы чувствуем своим прямым долгом посвящать себя Ему и радовать его. Но мы видим, что нашей любви и служения недостаточно; требуется еще и отречение. Если мы не подчиним свою индивидуальную волю Его Воле, мы наделаем множество ошибок, когда будем стараться любить Его и служить Ему так, как Он избрал это для нас, а именно так и будет правильно.

Я духовный учитель. Если бы здесь оказался мой ученик, он бы заметил, что возле меня нет цветов. Он мог бы подумать: «Лучшее, что я могу сделать, – это принести ему цветов». Этот ученик хочет порадовать меня, принеся цветы, потому что он знает, что духовный Учитель всегда любуется цветами. Но я, предположим, хочу пить, и сейчас вода была бы мне нужнее цветов. Если мой ученик постарается порадовать меня принесенными цветами, он порадует меня по-своему, ведь я-то хотел бы от него, собственно, чего-то другого. И если говорить о Боге, пока мы не подчинимся Воле Бога, мы будем стремиться радовать Его на свой лад. Мы можем думать, что, если сделать вот это, Бог будет страшно нами доволен. Но откуда нам знать, что Бог хочет от нас именно этого? Он может хотеть от нас чего-то совсем иного.

В духовной жизни, когда мы порадуем Бога так, как того хочет Он, без условий, мы будем чувствовать настоящее удовлетворение, потому что наше удовлетворение – в Его удовлетворении. Многие люди стараются получить удовлетворение от исполнения своих желаний. Но когда исполняется одно желание, возникает другое. В исполнении желаний нет удовлетворения, только постоянная жадность, постоянная нужда. Но если мы вступаем в жизнь устремления, мы хотим достичь Высшего, чтобы исполнить и проявить Бога. Но как нам достичь Высшего, пока Высшее не потянет нас к Себе? Именно Свет-Сострадание Всевышнего возвышает наше сознание и поднимает нас. Это происходит лишь тогда, когда наше отречение становится полным.

Наше отречение перед Богом должно быть безусловным. Мы отдадим Богу то, что у нас есть и что мы сами собой представляем, – невежество. Если мы сможем отдать Богу свое невежество без условий и навсегда, то Бог исполнит Себя в нас и через нас. К сожалению, сегодня мы хотим избавиться от невежества, а на следующий день, когда устремление у нас ослабеет, мы свое невежество холим и лелеем. Но если мы сможем полностью и безусловно отречься перед Богом от своего невежества – своей желанной собственности, то оно не вернется. Тогда мы получим от жизни полное удовлетворение и порадуем Бога по-настоящему и так, как Он Сам того хочет.

Question: What does it mean to please God in His own Way?

Sri Chinmoy: We love God because we feel that He is all Love. Just because we love God, we feel that it is our bounden duty to devote ourselves to Him and please Him. But we see that our love and service are not enough; surrender is also necessary. If we do not surrender our individual will to His Will, we will make many mistakes when we try to love Him and serve Him in the way He has chosen for us, which is the right way.

I am a spiritual teacher. If a student of mine happened to be here, he might notice that there are no flowers near me. He might think, "The best thing is for me to bring him some flowers." Now, this student wants to please me by bringing me flowers, because he knows that a spiritual Master always appreciates flowers. But suppose I am thirsty, and right now I need water more than I need flowers. If my student tries to please me by bringing me flowers, he will be pleasing me in his own way, because what I actually wanted from him was something else. In God's case also, unless we surrender to God's Will, we will try to please Him in our way. We may think that if we do this, then God will be extremely pleased with us. But how do we know that God wants us to do that thing? He may want something else from us.

In the spiritual life, when we please God in His own Way, unconditionally, then we will feel really satisfied, for in His satisfaction is our satisfaction. Many people try to derive satisfaction from the fulfilment of their desires. But when one desire is fulfilled, another desire looms large. In the fulfilment of desire there is no satisfaction, only constant greed, constant need. But if we enter into the life of aspiration, we want to reach the Highest to fulfil and manifest God. But how can we reach the Highest unless and until the Highest pulls us towards Itself? It is the Compassion-Light of the Supreme that elevates our consciousness and lifts us up. This takes place only when our surrender is complete.

Our surrender to God has to be unconditional. We will give God what we have and what we are, which is ignorance. If we can give our ignorance to God unconditionally and permanently, then God can fulfil Himself in and through us. Unfortunately, one day we want to get rid of our ignorance and the next day, when our aspiration is not strong, we cherish and treasure our ignorance. But if we can totally and unconditionally surrender our ignorance, which is our coveted possession, to God, then it will not come back. At that time, we will get total satisfaction from our life, and we will truly be pleasing God in His own Way.