Вопрос: В своих поисках Бога я обнаружил, что Он везде вокруг меня и внутри меня. Единство с Ним становится совершенно понятным. Что меня озадачивает, так это разобщенность. Что представляет собой чувство разобщенности?

Шри Чинмой: Если вы видите и чувствуете Его вокруг себя и внутри себя, как же у вас возникает чувство разобщенности? У меня внутри есть сердце, есть душа. Если что-то есть вне моего тела, тогда у меня может возникнуть чувство разобщенности. Но я не могу отделить своего сердца от тела, от себя. Если я отделю одно от другого, то перестану существовать вообще, потому что тело и сердце – неотъемлемая часть друг друга и моей жизни. Если вы действительно чувствуете внутри себя Бога, то, хочу сказать, чувства разобщенности быть не может.

Скажем так, происходит вот что: в один момент вы живете в сердце и чувствуете Присутствие Бога внутри себя, и Его Присутствие становится заметно. Но в следующий миг вы, возможно, живете в физическом уме. Тогда вы подвергаете сомнению собственное существование и ту реальность, которую вы только что пережили. Когда вы начинаете сомневаться, появляется чувство разобщенности. Тогда вы чувствуете, что что-то утратили, от чего-то отделены. Но вы ничего не теряете. Стоит только что-то обрести – и оно там, внутри вас. Но если вы не умеете пользоваться этим постоянно по своему желанию, тогда вам кажется, что вы это потеряли.

Когда вы молитесь рано утром, тогда вы чувствуете Присутствие Бога внутри и вокруг себя. Потом, когда вы погружаетесь в суету и суматоху жизни, вы можете забыть о существовании Бога. В тот миг, когда вы забываете, вы испытываете чувство разобщенности. Но я хочу сказать, что чувство разобщенности возникает, собственно, не от отсутствия Бога у вас внутри. Его Присутствие есть, но в вас проникает невежество и окутывает ваше сознание, которое несколько часов тому назад рано утром помогло вам отождествиться с Богом и почувствовать неразделимое единство с Ним.

Вот почему внутренне мы стараемся пребывать в постоянной молитве и медитации. Внешне это невозможно. Нам приходится жить на земле: ходить на работу, в школу, заниматься самыми разнообразными делами. Но внутри ума, внутри сердца мы можем делать все, что захотим. Внешне мы можем разговаривать с друзьями и делать все, что необходимо в повседневной жизни, но внутри мы можем поддерживать живое Присутствие Бога. Внутри у нас есть душа, поэтому мы чувствуем себя божественными; у нас внутри есть сердце, поэтому мы чувствуем, что мы божественны. И когда мы выходим из дома и общаемся с друзьями, мы должны помнить – не из гордости или тщеславия, а чисто по необходимости, – что мы от Божественного и для Божественного.

Надо чувствовать божественность не только в себе, но и в других тоже. Ибо так можно почувствовать единство с Всевышним в человечестве. Один способ чувствовать единство с другими – это чувствовать, что мы всё. Но тогда можно начать думать, что мы превосходим всех, а это только разрушит нашу цель. Если нам покажется, что только мы божественны, что только мы обладаем божественностью, тогда как другие обладают небожественными силами, немедленно возникнет стычка. Но если при общении с другими чувствовать что мы от Источника, тогда мы также постараемся видеть Божественное в других. Если чувствовать божественным себя и при общении и разговорах с другими видеть Божественное и в них, то наша божественность и их божественность не будут ссориться и сталкиваться. Когда мы чувствуем себя божественными, это абсолютно верно. Но в то же время надо чувствовать, что другие тоже божественны, божественны точно так же.

Наша трудность в том, что по большей части у нас такого чувства нет. Когда мы молимся дома, мы видим и чувствуем Бога, Бог становится нашим. Но как только мы выходим из дома и оглядываемся на других, мы не стремимся увидеть внутри них Бога. Несовершенство, то, что отличает их от нас, – вот что мы стараемся в них увидеть. После медитации мы выходим из сердца и входим в ум или в витал. Тогда мы стараемся отделить себя от других, и мы видим других небожественными. Но если мы, выходя в мир, несем с собой ту божественность, которую видели и чувствовали во время медитации дома, и стараемся видеть ту же божественность в других, чувства разобщенности нет. А если видеть в других то же, что мы чувствуем внутри себя, мы всегда будем ощущать Присутствие Бога. Мы никогда не утратим чувства единства с Богом.

Переводы этой страницы: Czech
Эта страница может быть процитирована с помощью cite-key ffb 165

Question: I've found in my search for God that He is all around me and within me. The unity with Him is becoming very understandable. What is puzzling me is the separation. What is the sense of separation?

Sri Chinmoy: If you see and feel Him around you and within you, then how can you have a sense of separation? Inside me is the heart; inside me is the soul. If something is outside my body, then I can have a feeling of separation. But I cannot separate my heart from my body or from myself. Because body and heart are part and parcel of each other and of my life, if I separate the one from the other, then I don't exist at all. If you really feel God within you, then I wish to say that there can be no sense of separation.

What actually happens, let us say, is that this moment you are living in your heart and you feel God's Presence within you and His Presence looms large. But the next moment, perhaps you are living in the physical mind. At that time you doubt your own existence and you doubt the reality that you have just experienced. When you start doubting, the sense of separativity comes into existence. At that time you feel that you are losing something, that you are separated from something. But you don't lose anything. Once you have got something, it is there within you. But if you don't know how to utilise it all the time at your sweet will, then you feel that you have lost it.

When you pray early in the morning, at that time you feel God's Presence within you and around you. Then, when you enter into the hustle and bustle of life, perhaps you forget God's existence. The moment you forget, you feel a sense of separation. But I wish to say that the sense of separation is not actually caused by the absence of God within you. His Presence is there, but ignorance enters into you and veils your consciousness, which a few hours ago early in the morning helped you identify with God and feel your inseparable oneness with Him.

That is why inwardly we try to remain in constant prayer or meditation. Outwardly it is impossible. We have to stay on earth; we have to go to the office, we have to go to school, we have to enter into multifarious activities. But inside our mind, inside our heart, we can do whatever we want. Outwardly we may talk to our friends, and do everything that is necessary in our day-to-day life, but inside we can keep the living Presence of God. Since we have the soul within us, we feel we are divine; since we have the aspiring heart within us, we feel that we are divine. So also, when we go outside and mix with our friends, we have to remember — not out of pride or vanity, but out of sheer necessity — that we are of the Divine and we are for the Divine.

We have to feel not only the divinity in ourselves, but also the divinity in others. For in this way we can feel our oneness with the Supreme in mankind. One way to feel our oneness with others is to feel that we are everything. But then we may come to think that we are superior to everyone, and that will only ruin our purpose. If we feel that only we are divine, that only we possess divinity whereas others possess undivine forces, then immediately there will be a clash. But if we feel, while we are mixing with others, that we are of the Source, then we shall try also to see the Divine in others. If we feel that we are divine and, while talking and mixing with others, if we can see the Divine in them, then our divinity and their divinity will not quarrel or clash. When we feel that we are divine, it is absolutely true. But at the same time we have to feel that others are also divine, equally divine.

Our difficulty is that most of the time we don't have that kind of feeling. While we are praying at home, we see and feel God; God is ours. But the moment we come out of our house and look around at others, we don't try to see God inside them. What we try to see in them is imperfection, something unlike ourselves. After our meditation, we come out of the heart and enter into the mind, or we enter into the vital. Then we try to separate ourselves from others and we see others as undivine. But when we come out into the world, if we can bring with us the divinity that we saw and felt during our meditation at home, and if we try to see the same divinity in others, then there is no feeling of separation. And if we see the same thing in others which we feel inside ourselves, then we shall never miss God's Presence. We shall never lose our feeling of oneness with God.