Вопрос: Гуру, во второй части утренней молитвы, которую нам нужно произносить каждый день, говорится: «Когда я вижу глаза моего Учителя, в которых улыбается Бог, моя надежда на осознание Бога расцветает...» Поскольку у меня нет ясного представления о том, что такое осознание Бога, я не могу по-настоящему почувствовать свою связь со второй частью этой мантры.

Шри Чинмой: В духовной жизни не нужно иметь представление о чем-либо. Мы еще не видели Бога, но с самого начала наша душа и родители учили нас тому, что Бог существует. Мы знаем, что Бог — сама Доброта и Любовь, что Бог воплощает все божественные качества. Бог и осознание Бога — неотъемлемые части друг друга. Они — как цветок и его аромат. Если Бог — аромат, то осознание Бога — цветок, и наоборот. Если ты говоришь, что не имеешь представления об осознании Бога, тогда я скажу: «У тебя также нет представления о Боге, так как же ты можешь думать о Боге и любить Бога, как же ты можешь молиться и медитировать?» Но ты можешь любить и любишь Бога; ты можешь молиться и медитировать и делаешь это, хотя сейчас у тебя о Боге самое неясное представление.

До начала изучения предмета мы не имеем представления о том, что он вообще собой представляет. Фактически поэтому мы его и изучаем. Что касается осознания Бога, мы изучаем этот предмет с помощью молитвы, медитации и других дисциплин. Это самый трудный предмет, но тот, кто молится и медитирует искренне или даже неискренне, изучает предмет осознания Бога. Чтобы получить плоды внешнего обучения, скажем, степень магистра, требуется много лет. Шаг за шагом мы продвигаемся от детского сада к университету. В духовной жизни так же: мы начинаем с молитвы и медитации. Затем мы погружаемся внутрь и приближаемся к созерцанию, и, наконец, в один прекрасный день мы завершаем путешествие. Но, завершив внутреннее путешествие, к своему большому удивлению, мы видим, что находимся только в начале нового путешествия! В духовной жизни все является абсолютно новым началом. Это все равно что обнаружить очень красивый сад. Нам кажется, что не может быть сада прекраснее. Но Бог говорит: «Нет, есть сад бесконечно более красивый».

До осознания Бога у нас может быть только самое неопределенное понятие о том, кем и чем является Бог. Бог станет для нас абсолютно живой реальностью только после того, как мы Его осознаем. В это время Универсальное Сознание становится нашим; мы сознательно становимся его неотъемлемой частью. Если мы захотим, мы сможем узнать все, что происходит в любом месте вселенной. Есть еще тысячи таких дел, которые осознавший Бога человек выполняет каждый день и которых обычный человек делать не может. До осознания Бога я мог выполнить, может быть, пять-шесть дел в день. Сейчас нет ни дня, когда бы я не делал тысяч дел на внутреннем плане. То же самое относится ко всем духовным Учителям, которые осознали Бога. Осознавшие Бога Учителя могут все это, потому что они делают это не умом. С помощью ума мы можем делать только одно дело за раз. Ум может работать очень быстро, он может очень быстро выполнить одно, два, три дела. Но ум не может делать два дела в одно и то же время, тогда как осознавшая Бога душа может делать одновременно много-много вещей.

Осознание Бога — это единство с Волей Бога. До того как мы вступаем в духовную жизнь, нам нет дела до Воли Бога; мы делаем все, что хотим. Но, вступив в духовную жизнь, мы каждый миг стараемся узнать, в чем состоит Воля Бога. Когда мы начинаем духовную практику, Бог не является нам, чтобы сказать, чего Он хочет. Но всегда есть некто внутри нас, кто говорит нам то, что нужно, и побуждает нас поступать так, как нужно, и этот кто-то — Бог. Во время молитв и медитаций наша душа или Всевышний внутренне сообщает нам, что нужно сделать. Если мы это делаем, тогда мы идем к свету, а если мы не слушаемся, тогда мы бредем во тьме.

Если ищущему повезет, Бог также пошлет Своего представителя, который будет передавать Его Волю, и этим представителем будет духовный Учитель. Ученик может сказать: «Если бы Бог Сам предстал передо мной, возможно, Он дал бы какое-нибудь другое Послание». Или ученик может подумать: «Этот Учитель меня не радует — не исполняет моего желания. Может быть, Бог не слышит моей молитвы или даже не знает, чего я желаю». Ученик может обманывать себя по-разному, отделяя Бога от своего Учителя и убеждая себя, что Бог находится где-то в другом месте. Но если ученик духовно зрел, он будет чувствовать, что Бог и Учитель знают, каковы его желания, и, если они их не исполняют, то только потому, что Бог не хочет их исполнения.

Если устремление ученика падает и внутренне или внешне он начинает поступать неправильно, ученик может подумать: «Вот, Учитель не знает, что я делаю». Учитель знает; он просто не говорит. Если Учитель видит, что ученик все время поступает неправильно, что он постоянно блуждает во тьме, то в конечном итоге он становится безмолвным свидетелем; он молча смотрит на все это. Это совсем как у наших физических родителей. Наши родители велят нам поступать правильно. Но если мы снова и снова их не слушаемся, они в конце концов замолкают и просто наблюдают.

Я расскажу о случае, который произошел сегодня утром около 6:40. Пятеро учеников сердились на меня, но я не хочу говорить, кто они. Пока я смотрел в зеркало и брился, я получал такие удары в голове — один за другим! К счастью, я не порезал лица! Я открыл свой третий глаз, чтобы увидеть, кто наносит мне удары. Виновники могут сказать: «В это время я спал». Действительно, они, возможно, спали, но вчера вечером их агрессивный или неудовлетворенный витал был так мною недоволен и так на меня сердит, что в меня вошли злые силы, и я получил такие удары!

Такие переживания бывают почти у всех духовных Учителей. Абсолютно такие же удары получает Мухаммед Али: вот так нас избивают! Иногда я не хочу знать, от кого это приходит, так как, если я увижу, что это близкие мне люди, я буду чувствовать себя еще несчастнее. Лучше всего получить ваши удары, потерпеть несколько минут, а потом, если можешь, бросить это переживание в Универсальное Сознание. Сегодня утром я страдал не более двух минут. У меня хватило сил, чтобы справиться с этим, поэтому мне не пришлось себя утруждать, чтобы отбросить эту атаку в Универсальное Сознание. Потом я спустился вниз и занялся упражнениями.

Это не какая-то выдумка. Поверьте мне! В один прекрасный день вас постигнет та же участь. Внезапно вы спросите себя, за что вы получаете такие удары. Что вы сделали? Не надо даже быть духовным Учителем. Иногда обычный человек может ни с того ни сего споткнуться. Когда вы сидите, у вас может внезапно начаться судорога, и вовсе не потому, что что-то разладилось в организме, а потому, что что-то случилось во внутреннем мире. Кто-то сознательно и намеренно с силой бросал в вас небожественные мысли, когда вы этого не сознавали. Поскольку у вас не оказалось достаточно энергии или динамизма, тело не смогло сопротивляться, и вы приняли это нападение в себя. Так бывает очень часто: вы неожиданно страдаете от чего-то, что считаете физическим недомоганием. Но это не физическое недомогание; на вас кто-то напал! Эта игра продолжается и продолжается.

Возвращаясь к твоему вопросу о глазах Учителя, в которых улыбается Бог, скажу, что я показывал эти глаза, в которых улыбается Бог, много-много раз, и это не притворство. Придет время, когда мои ученики, все до единого, поймут истинность того, о чем я говорю, принимают ли они меня сейчас всерьез или нет. Чем выше вы будете подниматься, тем яснее будет то, кто я такой, и тем больше веры, любви и преданности будет у вас. С другой стороны, чем ниже вы будете опускаться, тем больше в вас будет путаницы. Но когда наступит ваш день осознания Бога, придет некто и даст это осознание. В этот миг вы не увидите чье-то совершенно незнакомое лицо или тело; нет, появится вот это мое лицо и мое тело! Но это относится только к близким ученикам; я не могу делать этого для всех.

Переводы этой страницы: Italian , Czech
Эта страница может быть процитирована с помощью cite-key sca 335

Question: Guru, in the morning prayer that we are supposed to say every day, the second half says, "When I see my Master's God-smiling eyes, my God-realisation-hope blooms..." Because I have no conception of God-realisation, I can't really relate to the second half of that mantra.

Sri Chinmoy: In the spiritual life we do not need to have a conception of things. We have not seen God, but we are taught from the very beginning by our soul and by our parents that God exists. We know that God is all kindness and affection, that God embodies all the divine qualities. God and God-realisation are part and parcel of one another. They are like the flower and its fragrance. If God is the fragrance, then God-realisation is the flower, and vice versa. If you say that you have no idea of God-realisation, then I will say, "You have no idea of God either, so how can you think of God and love God; how can you pray and meditate?" But you can and do love God; you can and do pray and meditate, even though right now God remains for you only a vague idea.

Before we learn a subject, we have no idea what the subject is all about. In fact, that is the reason we study it. In the case of God-realisation, we study the subject through our prayer, meditation and other disciplines. It is the most difficult subject, but whoever is praying and meditating sincerely, or even insincerely, is studying the God-realisation subject. To get the fruits of our outer study, let us say a Master's degree, it takes many years. Step by step we proceed from kindergarten to university. In the spiritual life also, we start with prayer and meditation. Then we dive within and advance to contemplation and, finally, one day we complete our journey. Again, when we complete our inner journey, to our wide surprise we see that we are just at the beginning of a new journey! In the spiritual life, everything is a totally new beginning. It is like discovering a most beautiful garden. We feel that there cannot be any garden more beautiful. But God says, "No, there is a garden infinitely more beautiful."

Before God-realisation, we can have only the vaguest conception of who and what God is. It is only after we become God-realised that God becomes an absolutely living reality for us. At that time, the Universal Consciousness becomes ours; consciously we become part and parcel of it. What is happening anywhere in the universe we can know if we want to. Also, there are thousands of things a God-realised person does every day that an ordinary human being cannot do. Before God-realisation, I used to do perhaps five or six things per day. Now there is not a single day in which I do not do thousands of things in the inner world. It is the same for all the spiritual Masters who have realised God. God-realised Masters can do all these things because they do not use their mind. With our mind we can do only one thing at a time. The mind can work very fast; it can accomplish one, two, three things very quickly. But the mind cannot do two things at the same time, whereas the God-realised soul can do many, many things simultaneously.

God-realisation is oneness with God's Will. Before we enter into the spiritual life, God's Will is not our concern; we are doing whatever we want to do. But once we enter into the spiritual life, at every moment we try to know what God's Will is. When we start practising spirituality, God does not come and stand in front of us and tell us what He wants. But always there is somebody inside us who is telling us the right thing and prompting us to do the right thing, and that is God. During our prayers and meditations, our soul or the Supreme tells us inwardly what should be done. If we do it, then we walk towards light; but if we do not listen, then we walk in darkness.

If the seeker is fortunate, God also sends His representative to tell His Will, and this representative happens to be the spiritual Master. The disciple may say, "If God Himself were standing in front of me, perhaps He would give some other Message." Or the disciple may think, "This Master is not pleasing me; he is not fulfilling my desire. Perhaps God Himself is not hearing my prayer or does not even know what my desire is." In so many ways the disciple can fool himself by separating God from his Master and convincing himself that God is somewhere else. But if the disciple is spiritually mature, he will feel that God and the Master know what his desires are and, if they do not fulfil his desires, it is because God does not want them to be fulfilled.

If the disciple's aspiration descends and inwardly or outwardly he starts doing wrong things, the disciple may think, "Oh, the Master does not know what I am doing." The Master does know; only he does not speak. If the Master sees that the disciple is always doing the wrong thing, that he is always walking in darkness, then eventually he becomes the silent witness; in silence he witnesses everything. It is just like our human parents. Our parents tell us to do the right thing. But when time and again we do not listen to them, finally they keep quiet and just observe.

I shall tell an incident from around 6:40 this morning. Five disciples were angry with me, but I do not want to say who they are. While I was looking in the mirror and shaving, such blows I was getting inside my head — one after another! Luckily, my face was not cut! I opened my third eye to see who was striking me. The culprits may say, "I was sleeping at that time." True, they may have been sleeping, but last night their aggressive or dissatisfied vital was so displeased and angry with me that some wrong forces entered into me from them and I got such blows!

These experiences almost all the spiritual Masters have. Absolutely the way Muhammad Ali gets punched — that kind of beating we get! Sometimes I do not want to know where it is coming from, because if I see that it is my dear ones who are striking me like this, then I will feel more miserable. The best thing is to get your blows, suffer for a few minutes and then, if you have the capacity, throw the experience into the Universal Consciousness. This morning I did not suffer for more than two minutes. I was strong enough to manage it, so I did not have to bother throwing the attack into the Universal Consciousness. Afterwards, I went downstairs and did my exercises.

This is no cock-and-bull story. Believe me! One day you will have the same fate. All of a sudden you will ask yourself why you are getting such blows. What have you done? One does not even have to be a spiritual Master. Sometimes an ordinary individual may stumble for no rhyme or reason. While you are seated, all of a sudden you may get a muscle pull. It is not because something is wrong in your system, but because something has happened in the inner world. Consciously and deliberately someone was aiming such powerful undivine thoughts at you when you were not aware of it. Because your entire being was not energised or dynamic, your body could not resist and you got the attack. Many, many times you suffer from what you think is some physical ailment that all of a sudden appears out of the blue. But it is not a physical ailment; somebody has attacked you! This game goes on and on.

To come back to your question about the Master's God-smiling eyes, I have shown those God-smiling eyes many, many times, and they are not fake. There shall come a time when each and every disciple of mine will see the truth of what I am saying, whether you now take me seriously or not. The higher you go, the clearer it will be who I am, and the more faith, love and devotion you will have. Again, the lower you go, the more confusion you will find. But when your God-realisation day dawns, somebody will come and give that realisation. At that time, you will not see a totally strange face or body; no, this very face and body of mine will come! But this applies only to the close disciples; I cannot do it for all.