Вопрос: Когда нас обманывают, можно ли извлечь из этого какой-нибудь урок?

Шри Чинмой: Нужно понимать, что жизнь обманувшего тебя человека и твоя собственная жизнь — совершенно разные вещи. Если тебе подкинут змею, неужели ты так и будешь спокойно стоять и говорить: «О, здесь Бог!»? Да, в змее есть Бог. Но того, кто застынет перед змеей, она непременно ужалит. Когда ты был на уровне этой змеи, ты мог стоять перед ней и не пострадать. Но ты уже оставил змею позади. У тебя теперь другой уровень, поэтому нужно быть очень осторожным.

Бог повсюду, но ты должен осознавать свой уровень. Если Бог есть в каждом человеке, тогда зачем приходить в Центр на медитацию? Вместо этого можно отправиться в бар. Бог есть и внутри выпивающих там людей. Но ты ведь туда не идешь, потому что понимаешь, что по сравнению с баром здесь лучше. Так что нужно быть очень мудрым. Подобное притягивается. Ты принял духовную жизнь. Наш уровень намного, бесконечно выше, чем у тех людей, поэтому тебе незачем с ними общаться. При этом не надо испытывать к ним ненависть. Просто некоторые из тех качеств, которые у них есть, для тебя не представляют никакой ценности. Бог переживает в них определенный опыт, и Бог же нам говорит, что нам этот опыт не нужен.

Мы можем учиться на ошибках других, а также благодаря собственной осмотрительности. Если мы начеку, мы получаем одни уроки, а если теряем бдительность, то получаем другие уроки. Когда мы бдительны, мы не получаем уроков от своих неудач, так называемых неприятностей. Когда мы бдительны и осмотрительны, мы идем от света к большему свету. А общаясь с теми, кто сознательно и намеренно не устремляется, мы погружаемся в невежество. Мы находимся во тьме и из тьмы пытаемся идти к свету. А ведь можно двигаться от света к большему свету и к изобилию света! Общаясь с духовными людьми, мы идем от света к более высокому свету. Так что впредь общайся только с другими духовными ищущими.

Шри Чинмой, Преобразование эго, Центр Шри Чинмоя, Москва, 2008

Question: Is there a lesson to be learned when someone deceives us?

Sri Chinmoy: You have to know that the life of one who deceives you and your own life are totally different. If somebody brings a snake right in front of you, will you just stay there and say, "Oh, God is here!"? God is in the snake, true. Still one can't stay in front of a snake and not be bitten. When you were of the standard of the snake, you could have stood in front of the snake and not been bitten. But now you have surpassed the snake. You no longer have the standard of a snake, so you have to be very careful.

God is everywhere, but you have to know your standard. If God is in everybody, then why come to the meditation hall? At this time you could have gone to a bar. God is also inside the people who are drinking there. But you don't go there because you know that in comparison this is a better place. So you have to be very wise. Birds of a feather flock together. Now you have entered into the spiritual life. Our standard is much higher, infinitely higher, than those people, so you cannot mix with them. At the same time you should not hate them. It is just that you cannot treasure some of the qualities they have. God is having a particular experience inside them, and God is telling us not to have that same experience.

We can learn from others' deception, and we can learn from our own diligence. When we are alert, we learn a few things, and when we are not alert, we learn a few other things. When we are alert, we don't learn anything from our failures, or so-called trouble. When we are alert and very diligent, we go from light to more light. But when you mix with people who are not aspiring consciously and deliberately, then you enter into ignorance. We are in darkness, and from darkness we try to come to light. From light we can go to more light and abundant light. When we mix with spiritual people, we go from light to higher light. So in the future, only mix with other spiritual seekers.