Япония: восходящее солнце1

Как же я люблю Японию! Когда я туда приезжаю, я ощущаю, что там всё естественно, ну всё. Что-то такое присутствует в атмосфере. Оно разлито в культуре, в духовном аспекте жизни. Когда я смотрю на японцев, я вижу нечто неповторимое. К Японии у меня особая симпатия.

В свой первый приезд я провел там четыре-пять дней. В гостиницу приходил заместитель редактора брать у меня интервью, а на следующий день в японской ежедневной газете вышла статья. Я спросил полицейского, не мог бы он купить мне экземпляр газеты. Так он оставил пост, метров сто бежал и принес мне газету, не взяв при этом с меня денег! Этот случай я никогда не забуду.

Потом пошел дождь. Увидев, что я стою под дождем, пожилая женщина дала мне зонтик.

Я вижу, что японцы готовы совершенствовать свою культуру. Они могут придавать ей форму так, как гончар лепит горшок. Япония не закоснела!

Какие-то страны сейчас совершают прогресс в области науки и техники. У них есть своя глубина и, несомненно, синтез внутреннего и внешнего. Но некоторые из этих стран не примут ни от какой другой страны ничего более глубокого. Они считают себя самодостаточными. А в Японии я не чувствую подобного. Япония все еще голодна, голодна, голодна! Япония как дитя в саду. Малыш бегает от одного цветка к другому и готов любоваться всем.

Когда я думаю о Японии, я ощущаю ее как живой цветок. Когда я думаю о некоторых других странах, то цветок уже полностью расцвел. Цветок, расцветающий и раскрывающийся лепесток за лепестком, кажется мне иногда красивее того, который расцвел уже полностью. Япония же как раскрывающийся цветок, который расцветает и будет расцветать.

Это как восходящее солнце. Когда солнце восходит утром, его красота приносит мне больше радости, чем в полдень, когда солнце в зените. В полдень присутствует аспект силы солнца, этого нельзя отрицать. Но аспект красоты приносит мне намного больше радости. Я ощущаю по утрам такую радость от восходящего солнца!

Однако заходящее солнце тоже приносит мне больше покоя, чем полуденное. Восходящее солнце приносит мне безграничную радость, заходящее солнце приносит мне безграничный покой. А когда я в промежутке смотрю на солнце, все сплошь сила. Любоваться аспектом силы людям очень трудно. Мы всегда его опасаемся. Мы восхищаемся этим аспектом издалека, но страшимся приближаться к силе. Но восходящее и заходящее солнце могут дать нам что-то очень-очень особенное: радость и покой.

Глядя на восходящее солнце в Японии, мы чувствуем нечто новое, новое творение. Все мы любим новое творение. Новое творение в Японии очень вдохновляет. Оно там заметно сильнее, чем в некоторых других странах. Восходящее солнце в Японии — это что-то небывалое.

Не сосчитать, сколько раз я видел восходящее солнце в Индии. И, когда я любовался индийской луной, это было у меня не по молодости, а потому что она была особенной. Когда я наблюдал за полной луной и любовался ею, я ощущал, будто всё зовет меня. Там я смотрел и на солнце и видел, что кто-то манит меня, манит. Я видел подзывающие руки, и что-то меня звало, звало, звало.

Я индиец, так что я вспоминаю об Индии! Свою страну ценишь больше, чем любую другую. Япония — не моя родная страна, но я действительно чувствую, что в Японии есть что-то особенное и что она дает это особенное человечеству.


  1. HCEU 3-ru. 22 февраля 2005 года, Ресторан «Аннам-Брама», Джамайка, Нью-Йорк

Japan: The Rising Sun1

Japan I like so much! When I visit Japan, I feel everything is natural there — everything. There is something in the atmosphere. It is in the culture, in the spiritual aspect of life. When I look at the Japanese people, I see something unique. I have a special feeling for Japan.

During my first visit I was there for about four or five days. An assistant editor came to interview me at the hotel. The following day there was an article in the Japanese daily newspaper. I asked a policeman if it would be possible for me to buy a copy of the newspaper. He left his post, ran one hundred metres and got me a copy of the newspaper, and he did not charge me for it! That incident I will never forget.

Then it started raining. An elderly woman saw me in the rain, and she gave me an umbrella.

The Japanese people I see are ready to mould their culture. They can give it shape, as a potter shapes a pot. Japan is not fossilised!

Some countries are now making progress in science and technology. They have their own depth, and there is a synthesis between the inner and the outer, no doubt. But some of those countries may not accept anything deeper from any other country. They feel they are self-sufficient. But with Japan, I do not feel that is the case. Japan is still hungry, hungry, hungry! Japan is like a child who is in a garden. He runs from one plant to another, and he is ready to appreciate everything.

When I think of Japan, I feel it is a fresh flower. When I think of some other countries, the flower is already fully blossomed. To me, a flower that is blooming and blossoming petal by petal is sometimes more beautiful than a flower that is already fully blossomed. Japan is blooming, and it will be blossomed.

It is like the rising sun. In the morning when the sun is rising, its beauty gives me much more joy than at noon, when the sun is fully risen. The power-aspect of the sun is there at noon; we cannot deny the power-aspect. But the beauty-aspect gives me much more joy. In the morning, such joy I get from the rising sun.

Again, the setting sun also gives me much more peace than the noon sun. The rising sun gives me boundless joy; the setting sun gives me boundless peace. In between, when I look at the sun, it is all power. The power-aspect is very difficult for human beings to appreciate. We are always afraid of the power-aspect. We admire the power-aspect at a distance, but we are afraid of nearing the power. But the rising sun and the setting sun have something very, very special to offer: joy and peace.

When we look at the rising sun in Japan, we feel something new, a new creation. We all like a new creation. The new creation in Japan is most inspiring. It is more visible than in some other countries. The rising sun in Japan is something very, very special.

I have seen the rising sun in India also countless times. And when I used to observe the Indian moon, it was not because I was young, but there was something special. When I observed and appreciated the full moon, I used to feel that everything was calling me. There also I looked at the sun and I saw that somebody was beckoning me, beckoning me. I saw beckoning hands, and something was calling me, calling me, calling me.

I am an Indian, so I think of India! One appreciates one's own country more than any other country. In my case, Japan is not my native land, but I do feel something special Japan has, and something special it is offering to mankind.


  1. HCE 3. 22 February 2005, Annam Brahma Restaurant, Jamaica, New York